Игорь Сечин засудил "Ведомости" за статью о доме в Барвихе

  • 17 сентября 2016
Игорь Сечин Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Image caption Игорь Сечин имеет богатый опыт судебных разбирательств с прессой

Глава "Роснефти" Игорь Сечин выиграл иск о защите чести и достоинства к газете "Ведомости". После вступления решения в силу газета должна будет опровергнуть информацию, изложенную в печатной и электронной версии статьи, в которой говорилось, что Сечин якобы строит дом на Рублевском шоссе. Кроме того, издание должно удалить статью со своего сайта (и уже сделало это) и уничтожить все оставшиеся в ее распоряжении экземпляры номера газеты с этим материалом.

Решение суда стороной ответчика будет обжаловано.

Иск против газеты и журналиста "Ведомостей" Рината Сагдиева Игорь Сечин подал в конце августа. Его не устроила статья "Сечин вьет гнездо в Барвихе", опубликованная в номере 4120 газеты 20 июля 2016 года, в которой говорилось, что "с осени 2014 г. Сечин строит новый дом на Рублевке, возле клинического санатория "Барвиха" управделами президента".

Сечин не предъявил к изданию никаких материальных претензий.

Правообладатель иллюстрации Getty Images
Image caption Одно из требований суда - уничтожить все оставшиеся эксземпляры номера газеты со статьей о Сечине

"Была статья, мерзкая статья, совершенно абсолютно бессмысленная, про дом в Барвихе. Есть к ней претензии юридического характера… Материальных претензий в иске нет, но требуется опровержение искажения фактов и признание факта незаконного вторжения в личную жизнь и использования личных данных - это и есть предмет иска", - сказал РИА Новости пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев.

Это не первый иск, который сам Игорь Сечин, либо непосредственно имеющие к нему отношение люди подавали против различных изданий. Два иска до сих пор рассматриваются судами - решение по ним не вынесено. Правда, как минимум в двух случаях победа в суде обернулась привлечением еще большего внимания к тем материалам, которые не устраивали главу "Роснефти", и более того - в опровержениях была еще раз опубликована эта информация.

"Интимная сфера"

На суде представители газеты "Ведомости" попытались внести несколько ходатайств. Они попросили суд внести в список ответчиков соавтора материала Александру Прокопенко, признать третьей стороной в деле Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а также перенести рассмотрение дела, поскольку не получили некоторых официальных документов из этой службы. В удовлетворении этих просьб судья им отказала.

Юристы, представлявшие Игоря Сечина, заявили, что его не устраивает не только информация о строящемся доме, но также сведения о его прежнем и будущем месте жительства, и информация о семье - детях и бывшей жене, которая, по их словам, содержится в статье.

"Обратим внимание, я цитирую: "Сечин вьет гнездо". Такой аналогией эмоционально подчеркнуто понимание важности, интимности той сферы, в которую вторгаются ответчики. Мы привыкли, что дом для каждого человека - это прежде всего домашний очаг, это то, что объединяет вокруг себя членов всей семьи и создает зону некоего личного пространства для всех", - заявил на суде адвокат Сечина, который отказался назвать свое имя Би-би-си.

"Говоря о строительстве дома, ответчики указали, опять же процитирую: "Он скрыт от чужих глаз сплошным забором". То есть ответчики понимали и подчеркнули отношение истца к данной части его жизни. Желание истца оградить от посторонних глаз и защитить от праздного любопытства свою жизнь", - сказал юрист.

Истцы настаивают на том, что пределы личной информации, которую нельзя разглашать, каждый человек определяет сам.

По словам юристов газеты и автора материала Рината Сагдиева, вся информация, изложенная в статье, была получена из открытых источников, прежде всего - Росреестра, где каждый гражданин России может свободно получить информацию о хозяине любого участка земли.

Именно поэтому он и юристы "Ведомостей" предложили привлечь эту организацию в качествые третьей стороны. Истцы на это возразили, заявив, что полученную таким образом информацию в любом случае нельзя публиковать, поскольку Росреестр распространяет ее в других целях, а не для публикации в прессе.

Информацию о личной жизни, как отметили представители газеты, можно было почерпнуть из многих появившихся ранее публикаций в других изданиях, против которых Игорь Сечин иски не подавал.

Кроме того, они настаивают на том, что информация о доходах Игоря Сечина имеет общественную значимость, поскольку возглавляемая им компания является крупнейшим российским налогоплательщиком, и соответствие трат и доходов ее руководителя может отразиться на жизни каждого гражданина России.

"Жанр опровержения"

Это не первый иск Сечина и к газете "Ведомости". Предметом предыдущего судебного разбирательства между Сечиным и этой газетой стала колонка Кирилла Харатьяна, опубликованная 16 июня 2014 года после того, как "Роснефть" отказалась раскрыть сведения о доходах и имуществе ее главы. По данным издания, госкомпания сослалась на то, что "Роснефть" не является "госкомпанией, созданной на основании федерального закона".

В "Ведомостях" были опубликованы материалы, в которых утверждалось, что президент нефтяной компании якобы принимает решение за государственные органы и распоряжается дивидендами компании.

Игорь Сечин подал иск в конце июня 2014 года, а в августе уже выиграл дело. Суд согласился, что колонка газеты нанесла ущерб репутации руководителя госкомпании.

25 ноября ее автор Кирилл Харатьян, как того требовал суд, опубликовал официальное опровержение, в котором полностью привел все три цитаты, не устроившие Сечина. Выбранный формат опровержения прокомментировал российский оппозиционный политик Алексей Навальный, написавший в своем "Твиттере": "Это скоро станет особым жанром - опровержения порочащих сведений. Прекрасно".

Дело о рейтинге

В 2014 году Сечин выиграл суд против журнала Forbes и газеты "Комсомольская правда". Поводом для иска послужил рейтинг Forbes, где утверждалось, будто у Сечина якобы был самый большой годовой доход среди российских топ-менеджеров в 2012 году. "Глава компании Игорь Сечин заработал $50 млн", - говорилось в материале. Именно эта фраза не устроила Сечина.

Сечин требовал от Forbes и "Комсомольской правды" опровергнуть информацию о его доходах. "Комсомольская правда" проходила по делу в качестве соответчика, так как на ее сайте был опубликован материал со ссылкой на Forbes. Сразу после получения иска материал с сайта газеты был удален.

Image caption Дело рассматривалось в Останкинском районном суде Москвы

Редакция журнала Forbes поначалу не согласилась с решением суда, полагая, что оно не соответствует положениям действующего законодательства и сложившейся судебной практике, и пыталась оспорить его в вышестоящих инстанциях. Однако после долгих разбирательств Forbes выполнил решение суда.

В тексте опровержения сумма доходов Сечина, которую он через суд заставил признать недостоверной, фигурирует трижды. Издание не стало удалять материал с рейтингом с сайта, но убрало из него спорную цитату.

"Принцесса Ольга"

28 сентября в Басманном суде будет рассмотрен иск Сечина к "Новой газете" и журналисту Роману Анину о защите чести и достоинства, поданный в середине августа.

Сечин требует официально признать не соответствующей действительности и порочащей его честь и достоинство информацию в публикации "Секрет "Принцессы Ольги".

В статье анализировались снимки из закрытого Инстаграм-аккаунта пользователя Olga Rozhkova (@olgarzs), который, как утверждает издание, принадлежит некой девушке, которую издание называет супругой Сечина. В материале говорится, что это "Ольга Рожкова, которая, по словам источников, близких к компании "Роснефть", раньше работала в аппарате правительства, когда Игорь Сечин был вице-премьером".

"Нам также удалось получить документальное подтверждение тому, что Ольга Рожкова в 2011 году сменила фамилию на Сечину, однако, чтобы не нарушить закон "О персональных данных", документ мы опубликовать не можем", - пишет "Новая газета".

Авторы расследования утверждают, что она якобы активно путешествует на роскошной яхте, занимающей 72-е место в рейтинге 100 крупнейших яхт мира: "Сравнив фотографии из социальных сетей Сечиной с фотографиями яхты St. Princess Olga, а также ее маршрутами, мы можем предположить, что супруга руководителя "Роснефти" отдыхала именно на этом судне".

Одновременно иск к "Новой газете" подала Ольга Сечина. Она утверждает, что публикация нарушила ее право на неприкосновенность частной жизни, и потребовала удалить материал с сайта издания и уничтожить весь тираж от 1 августа. 2 сентября суд вернул иск Сечиной, так как в нем содержались некие недостатки, которые она не устранила.

Иск против РБК

23 сентября Арбитражный суд Москвы будет рассматривать иск не самого Сечина, а возглавляемой им компании "Роснефть" к РБК и журналистам издания Тимофею Дзядко, Людмиле Подобедовой и Максиму Товкайло.

Нефтяную компанию не устроила публикация в газете РБК от 11 апреля, которая называлась "Роснефть" требует от правительства защитить ее от BP" и в которой утверждалось, что "президент "Роснефти" Игорь Сечин опасается, что BP соберет блокирующий пакет компании в ходе приватизации 19,5% ее акций", и "чтобы этого не произошло, он просит правительство ограничить права покупателей приватизируемых акций".

При этом авторы ссылались на "двух федеральных чиновников и источник в "Роснефти".

"Роснефть" после публикации заметки РБК опровергла эту информацию. В сообщении компании назвали заметку "ни на чем не основанными фантазиями журналистов или их так называемых источников".

"Роснефть" требует опровергнуть сведения, опубликованные на сайте РБК и прозвучавшие в эфире телеканала.

Похожие темы

Новости по теме