Почему власти Азербайджана пытаются закрыть новостные сайты

Газета "Азадлыг" основана в 1989 году оппозиционным Народным фронтом Азербайджана Правообладатель иллюстрации Getty Images
Image caption Газета "Азадлыг" основана в 1989 году оппозиционным Народным фронтом Азербайджана

Назначенное на 27 апреля судебное слушание по вопросу блокировки сайтов азербайджанской службы Радио Свободная Европа/Радио Свобода (RFE/RL), газеты "Азадлыг" и Мейдан ТВ не состоялось, но это только временная отсрочка.

Сайты обвиняются в "содействии незаконной деятельности радикальных религиозных групп и других противоправных деяниях, а также в распространении призывов к изменению Конституции Азербайджанской Республики силой; деструктивных действиях, направленных на подрыв социальной стабильности, и организации гражданских беспорядков".

Генпрокуратура предложила министерству транспорта, коммуникаций и высоких технологий добиваться через суд блокировки сайтов, а министерство перепоручило это дело Центру электронной безопасности.

Оппозиционные массмедиа и политики называют судебное преследование еще одной попыткой задушить критически настроенные по отношению к власти СМИ.

Что произошло в суде?

Слушание было отложено до 1 мая из-за ряда процессуальных нарушений.

Ответчикам не были предоставлены документы, в частности, первоначальный запрос, поданный генеральной прокуратурой. Также выяснилось, что у представителя Центра электронной безопасности нет разрешения на участие в слушании.

Первая ли это попытка заблокировать онлайн-медиа?

Это первая попытка юридического характера, но это далеко не первый случай блокировки сайтов в стране.

Совет управляющих по вопросам вещания США опубликовал подробный отчет о том, кто из крупнейших интернет-провайдеров страны блокирует доступ к сайту азербайджанской службы RFE/RL.

Поставщик услуг Delta Telecom является одним из двух поставщиков, лицензированных правительством Азербайджана.

В докладе подтверждаются заявления газеты "Азадлыг", Радио Азадлыг и Мейдан ТВ о том, что доступ к их сайтам блокируется.

Image caption Хадиджа Исмаилова вышла на свободу и собирается бороться за других арестованных правозащитников и оппозиционеров

Президент RFE/RL Томас Кент назвал блокировку "вопиющим злоупотреблением властью азербайджанскими властями, чтобы помешать миссии RFE/RL предоставлять независимую информацию и репортажи".

Судебный иск министерства транспорта, коммуникаций и высоких технологий рассматривается как еще один шаг в масштабной кампании правительства, направленной на блокировку или ограничение доступа к критическим источникам новостей.

Согласно исследованию компании Qurium, предоставленному для неправительственных организаций, при блокировке доступа к службе RFE/RL Azerbaijan использовался метод, называемый "глубокой инспекцией пакетов" и используемый для проверки поисковых запросов.

Этот метод используется китайскими властями для блокирования содержащих критику сайтов. Аналогичные заявления о блокировании сайтов RFE/RL также появлялись в Крыму.

Власти Азербайджана утверждают, что не занимаются секретной блокировкой интернет-ресурсов.

Как часто блокируются сайты в Азербайджане?

Независимой информации об этом нет, но известно о нескольких случаях блокировки сайтов и трансляций. Так, азербайджанская служба Azadliq Radio и Voice of America (VOA) заявили, что их сайты были заблокированы с 8 по 24 декабря 2016 года.

VOA, Радио Азадлыг и Мейдан ТВ утверждали также, что были заблокированы в период с 30 ноября по 2 декабря 2016 года.

Что еще власти делают для борьбы с оппозиционными и независимыми СМИ?

Блокирование веб-сайтов - не единственный способ, применяемый азербайджанскими властями для цензуры СМИ.

В последние годы в Азербайджане несколько критически настроенных журналистов были задержаны и заключены в тюрьму.

По мнению Amnesty International, "нередки случаи запугивания, притеснений и физического насилия в связи с репортажами, которые критикуют власти".

В случае с Радио Азадлыг был не только заблокирован сайт, но и опечатан офис компании после полицейского рейда 24 декабря 2015 года. В результате радиостанция приняла решение закрыть свой офис.

С апреля 2016 года в отношении ведущих сотрудников и основателей Мейдан ТВ ведется уголовное расследование.

Газета "Азадлыг" закрыла печатную версию с 6 сентября 2016 года из-за многолетнего финансового давления.

Блогер Мехман Гусейнов, публикующий свои работы в соцсетях и создавший критическую страницу Sancaq Production в "Фейсбуке", 3 марта 2017 был осужден на два года лишения свободы по обвинению в клевете.

Обвинения против него выдвинула полиция, после того как блогер заявил, что к нему во время задержания 9 января 2017 года применялись пытки.

Оппозиционные политики предполагают, что арест Гусейнова связан со снятым им видео, в котором он высмеивает назначение жены президента Ильхама Алиева первым вице-президентом страны.

Ранее отбывавшая тюремный срок журналистка Хадиджа Исмаилова также заявила, что ее притесняют в связи с расследованием деятельности компаний, которыми, по ее информации, тайно владеет и управляет семья президента.

Что еще сделали власти для предотвращения критики в адрес президента?

Еще в 2012 году парламент Азербайджана принял закон, позволяющий компаниям не раскрывать информацию о структуре собственности и акционерах.

Это было сделано после появления расследовательских репортажей Хадиджи Исмаиловой о бизнес-интересах семьи президента.

26 декабря 2016 года президент Ильхам Алиев подписал новый закон, в соответствии с которым оскорбление главы государства в социальных сетях считается уголовным преступлением, грозящим лишением свободы на срок до трех лет.

Какое будущее ждет СМИ в Азербайджане?

Многие оппозиционные и независимые журналисты смирились с ухудшающимся медиа-климатом.

Даже если вебсайты смогут использовать прокси-серверы и создавать зеркала в обход установленных правительством ограничений, судебное постановление о блокировке может быть использовано в качестве оправдания отказа официальных лиц от общения с заблокированными организациями.

Показатели Азербайджана в рейтингах свободы СМИ организаций "Репортеры без границ" и "Фридом Хаус" снижаются из года в год.

Новости по теме