Пресса Британии: конец карьеры Гордона Брауна?

  • 29 апреля 2010

В обзоре британских газет:

Роковая ошибка премьер-министра

Британские издания буквально по минутам разбирают вчерашний день в жизни премьер-министра, который Guardian окрестила "катастрофой для Гордона Брауна", а Financial Times – самым унизительным моментом в его карьере.

На главной странице Daily Telegraph заголовок – "День провала". В Independent -"Лейбористы теряют голоса".

Речь идет о том, как после очередной встречи с избирателями, Гордон Браун, уже сидя в своей машине, забыл о включенном радиомикрофоне и назвал ни о чем не подозревающую пенсионерку, только что обрушившуюся на него с вопросами, "узколобой".

Британская пресса почти единогласно поставила крест на надеждах Лейбористкой партии победить на всеобщих выборах 6 мая.

"Браун надеялся в преддверии выборов преподнести себя как политика с опытом международных отношений и человека, фактически спасшего страну от обвала экономики", – пишет Financial Times, отмечая, что теперь на первый план вышла его личность.

"Гордон Браун выставил себя двуличным человеком, живущим в отрыве от реальности", - добавляет Guardian.

"Все слухи о Брауне неожиданно подтвердились", – пишет издание, имея ввиду то и дело появляющиеся в прессе разговоры о некоторой грубости премьер-министра.

Кроме вспыльчивости самого Брауна, избиратели, по мнению британских журналистов, узнали о том, что они нужны политикам исключительно как пиар-инструменты и что нынешняя предвыборная кампания, за исключением таких вот историй, абсолютно постановочная и прописанная политтехнологами.

Independent, в отличие от многих изданий, называет произошедшее "не столько катастрофой, сколько промахом" и на своих страницах утверждает, что относиться к инциденту стоит спокойно и с пониманием.

"Вряд ли в мировой истории найдется политик, которому не хотелось бы сказать о своем избирателе того, что вчера сказал Гордон Браун", - пишет газета.

А Guardian в доказательство этому вспоминает похожие промахи.

В 1984 году президент США Рональд Рейган, проверяя работу микрофона, в шутку сказал: "Дорогие американцы. Я рад сообщить вам, что я подписал документ, который избавит нас от проблем с Россией. Бомбардировка начинается через 5 минут".

Все это, естественно оказалось в эфире. Точно так же публика узнала, что принц Чарльз терпеть не может корреспондента Би-би-си по делам королевской семьи, а британский премьер-тори Джон Мейджор считает евроскептиков в своем кабинете "сволочами".

Вернуться к началу

"Чисто символический шаг"

"Беспрецедентным шагом" и " прорывом" называет Times публикацию электронных версий архивных документов по катынскому делу на сайте российского Федерального архивного агентства по просьбе президента Дмитрия Медведева.

Как отмечает издание, за несколько часов с момента публикации сайт Росархива посетило более 700 тысяч человек.

"Россия наконец-то посмотрела в глаза своему прошлому после того, как ее население очень искренне и с единодушным состраданием отреагировало на гибель польского президента", - пишет Times.

Пометки на конвертах с рассекреченными документами говорят о том, что все главы советского государства после Сталина были знакомы с их содержанием, говорится в статье.

Другие газеты оценивают публикацию катынских архивов чуть менее восторженно и называют этот шаг исключительно символическим, поскольку о существовании документов было известно еще в начале 90-х.

При этом мало кто сомневается, что для российско-польских отношений это событие значительное.

"Публикация этих документов – еще один знак того, что напряженность в отношениях между Россией и Польшей спадает. Вспомнить хотя бы тот факт, что президент Медведев не испугался вулканической пыли и прилетел-таки в Краков на похороны польского президента" – пишет сегодняшний Independent.

Daily Telegraph подхватывает тему, отмечая, что публикация документов с подписью Сталина станет серьезным ударом по его внуку Евгению Джугашвили.

Он, как известно, пытался через суд добиться опровержения статьи в "Новой газете", где было написано, что Сталин лично подписал приказ об убийстве 20 тысяч польских офицеров в Катынском лесу в 1940 году.

Вернуться к началу

Откровения Лоры Буш

Guardian публикует отрывки из еще не вышедшей автобиографии бывшей первой леди США Лоры Буш.

В частности, издание проливает свет на две довольно откровенные истории, которые войдут в книгу, и разговоров о которых бывшая первая леди избегала долгие годы.

6 ноября 1962 года, когда ей было 17 лет, Лора была за рулем автомобиля, унесшего жизнь ее школьного друга Майка Дугласа.

Как пишет Guardian, об этом инциденте жена Джорджа Буша младшего кратко упоминала всего дважды – в ходе предвыборной кампании 2000 года и в интервью телеведущей Опре Уинфри.

В автобиографии об этой истории Буш рассказывает гораздо подробнее и откровеннее:

"Она, в то время еще Лора Уэлч, ехала с приятелем в кино за рулем машины своего отца и на перекрестке столкнулись с машиной Дугласа. По правилам дорожного движения, право на проезд было за ним", - пишет издание.

Газета приводит слова из неопубликованной книги: "Я просто молилась, чтобы человек в той, другой машине оказался жив. Боже, пожалуйста, пожалуйста - говорила я," – цитирует Guardian книгу.

Как пишет газета, за аварией последовал долгий период сомнений в Боге.

"Я на долгие годы потеряла веру именно тогда, в ноябре 1963 года. Я впервые в жизни молила Бога о чем-то очень важном, а меня никто не слышал".

Второй любопытный факт биографии жены бывшего президента США связан с поездкой четы и их свиты на саммит Большой восьмерки в Германию в Июне 2008 года.

Тогда, после ужина с главами других государств, чета Буш и их окружение почувствовали себя плохо и даже отменили ряд встреч на следующий день.

Как пишет Guardian, к расследованию возможного отравления были сразу привлечены американские спецслужбы, однако доктора успокоили президентское окружение, сказав, что это вирус.

"Мы так и не узнали, были ли среди членов других делегаций заболевшие, или это приключилось только с нами", - приводит издание цитату из автобиографии, отмечая, что за рубежом, как правило, еду президенту и его окружению готовят повара спецслужб.

"Это делает историю той поездки еще более таинственной", - заключает Guardian.

Вернуться к началу

Табачная индустрия против

Уже с 2012 года все пачки сигарет, продающихся на территории Австралии, будут выглядеть практически одинаково. О новом законе, вводящем запрет на размещение цветных логотипов компании-производителя на пачках, пишет Independent.

О законе, который вступит в силу через два года, как ожидается, сегодня объявит министр здравоохранения страны Никола Роксон.

Как пишет издание, яркая упаковка, логотипы и рисунки на пачке отвлекают внимание курильщиков от надписи о вреде курения, обязательной для всех производителей.

"Единственное, что останется – название бренда, написанное обычным шрифтом небольшого размера, и информация об опасности привычки для здоровья", - пишет издание.

Крупные табачные компании уже выразили свое резкое недовольство планами австралийского Минздрава. В частности, как сообщается, British American Tobacco заявил, что "сделает все возможное для защиты своего законного права честно работать на рынке легальных товаров".

Independent напоминает, что на долю этой компании приходится 42% австралийского рынка табачных изделий.

При этом ведущий эксперт по юридическим вопросам Международного Союза борьбы с раковыми заболеваниями Джонатан Либерман заявил в интервью радиостанции ABC, что, австралийские власти не нарушают ни одного международного закона.

Как отмечает издание, в Австралии на сегодняшний день действуют одни из самых жестких законов о контроле над курением. И по мнению экспертов, именно они помогли снизить долю курильщиков среди австралийцев с 30% в 1980-х годах до 16%.

Вернуться к началу

Обзор британской прессы подготовила Евгения Минеева,<br>Русская служба Би-би-си