Украинский телеканал обвиняют в цензуре

  • 6 мая 2010
Логотип украинского телеканала
Image caption Собственником канала 1+1 является известный бизнесмен Игорь Коломойский, который симпатизирует новой власти

15 журналистов украинского телеканала 1+1 пожаловались на цензуру. В обнародованном заявлении ответственность за это журналисты возложили на руководителей канала. По словам журналистов, содержание политических сюжетов для новостных выпусков редактируется в интересах действующей власти.

Руководство канала уже отреагировало на эти заявления, отвергнув обвинения в цензуре и в ответ упрекнув журналистов в симпатиях определенным политическим силам.

"В сюжетах, которые подергаются цензуре, присутствует критика власти. Это политические сюжеты. То есть сюжеты, которые могут задеть интересы собственников. Нам просто надоело наблюдать за этим, надоело принимать в этом участие, и мы написали такое открытое письмо", - рассказывает журналист новостной программы ТСН Сергей Кудимов.

По его словам, протест журналистов обусловлен постоянным цензурированием сюжетов на политические темы, которое продолжается не один месяц, еще со времен избирательной кампании. Но тогда, как пояснил Кудимов, журналисты не хотели, чтобы их позицию расценили как подыгрывание отдельным политикам. Последней каплей для журналистов ТСН стал воскресный выпуск новостей, который, по словам Сергея Кудимова, явно поддерживал определенные политические силы.

О какой политической силе идет речь, догадаться несложно. Собственником канала 1+1 является известный бизнесмен Игорь Коломойский, который, как отмечают эксперты, симпатизирует новой власти.

Александр Чекмышев, глава проводящего мониторинг теленовостей комитета "Равенство возможностей", говорит о том, что симпатии Коломойского могли стать решающим фактором в создавшейся ситуации.

Запрет на темы

В своем открытом письме журналисты утверждают, что им запретили освещать некоторые темы, а сюжеты, в которых звучит критика в адрес власти, снимались с эфира.

Авторы обращения, среди которых большинство ведущих ТСН и журналисты программы, говорят о том, что решение, ставить ли сюжет в эфир, принимается непосредственно генеральным директором 1+1 Александром Ткаченко.

По словам Сергея Кудинова, в воскресном выпуске новостей был "явный перекос в сторону власти": "Были, кажется, какие-то два никчемных синхрона оппозиции, которые совершенно ни о чем не говорят. И было такое, извините за выражение, "тупое мочилово". Этот выпуск редактировал лично генеральный директор Александр Ткаченко. Хочу отметить, что мы не привержены оппозиции, особенно в своих сюжетах".

Гендиректор 1+1 Александр Ткаченко в интервью Би-би-си отверг с обвинения в цензуре.

"Никаких элементов давления или цензуры на канале нет и не было. Ситуация показывает непонимание того, что такое стандарты журналистской работы, и того, как может та или иная политическая позиция журналистов повлиять на нормальное освещение событий", - говорит Ткаченко.

Журналисты уже предупредили, что в случае игнорирования их требований могут прибегнуть к более радикальным акциям протеста – провести однодневную забастовку и предать огласке все факты цензуры.

Выслушать эти факты собралась и заместитель администрации президента Анна Герман. В эфире одного из украинских телеканалов она заявила, что намерена встретиться с коллективом канала 1+1: "Мы будем говорить и будем выяснять. Если на них действительно кто-то оказывает давление, кто бы это ни был, владелец канала или кто-то другой, мы должны сделать все, чтобы этого не повторилось".

Журналисты протестуют

Журналисты ТСН не впервые прибегают к подобным акциям протеста. В своем открытом письме они вспоминают про то, как в 2004 году, перед "оранжевой революцией", они отказались следовать рекомендациям из администрации президента Леонида Кучмы, как освещать те или иные темы.

Руководство канала отвергло обвинения в цензуре, однако пять журналистов уволились, отказавшись работать под политическим давлением. Позднее, уже во время "оранжевой революции", руководители канала признали факт цензуры и пообещали больше не работать по указке из президентской администрации.

По словам Александра Чекмышева, ситуация в украинском телеэфире изменилась с приходом ко власти Виктора Януковича.

"Буквально после инаугурации Януковича тональность новостей изменилась. Раньше было относительно много иронии по отношению к прошлой политической власти, были острые сюжеты, и информация выглядела относительно сбалансированной. Теперь можно говорить о том, что острых сюжетов гораздо меньше, и, что особенно печально для украинской ситуации в сфере СМИ, ирония практически исчезла", - говорит эксперт.

Новости по теме