В Китае журналисты завершили забастовку против цензуры

  • 9 января 2013
Image caption Сторонники Southern Weekly устроили акцию протеста у офиса еженедельника

Журналисты китайской газеты Southern Weekly, объявившие ранее забастовку из-за цензуры размещенного в издании новогоднего послания, возвращаются к работе после достижения соглашения с властями, сообщают источники ряда СМИ.

Ранее сотрудники еженедельника требовали ухода со своего поста главного пропагандиста провинции Гуандун Туо Чжэня.

По сообщениям местных СМИ, в спор вмешался секретарь комитета компартии по провинции Ху Чуньхуа.

Southern Weekend является одной из самых уважаемых газет в стране, известной смелыми журналистскими расследованиями.

Этот случай стал первым публичным конфликтом между журналистами и властями.

Он вызвал бурную реакцию пользователей китайского интернета и привел к немноголюдным акциям протеста возле офиса газеты, а также к поддержке забастовки со стороны нескольких новостных порталов.

"Границы" свободы прессы

Скандал разразился на прошлой неделе, после того как размещенное в газете новогоднее послание, призывающее к соблюдению конституционных прав, было подвергнуто цензуре.

В ответ журналисты газеты написали два письма с требованием отставки главного пропагандиста провинции Гуандун Туо Чжэня, обвинив его в применении "диктаторских мер" в эпоху "увеличивающейся открытости".

Масла в огонь подлил инцидент с официальным микроблогом газеты, где в субботу вечером появилось сообщение, отрицающее, что новогоднее послание подвергалось цензуре. Вслед за этим часть сотрудников Southern Weekly объявили забастовку.

Во вторник в китайской газете Global Times, контролируемой властями, вышла передовица, в которой в произошедшем с Southern Weekly были обвинены некие "активисты за пределами медиаиндустрии". Это сообщение было позднее подхвачено рядом новостных сайтов, по некоторым данным, в результате директивы властей.

При этом несколько крупных порталов позднее разместили опровержение, гласившее, что они не одобряют содержание материала. Ряд газет и вовсе не опубликовали на своих страницах передовицу из Global Times, выразив тем самым солидарность с устроившими забастовку коллегами.

Как сообщают ряд СМИ со ссылкой на источники из коллектива Southern Weekly, соглашение о завершении забастовки удалось достичь к вечеру вторника.

По данным агентства Рейтер, в четверг издание выйдет в полном объеме, и большая часть журналистов газеты не понесет наказание за произошедшее. Другие детали соглашения пока не разглашаются.

Однако, по сообщениям в китайском интернете, к конфликту может подключиться известное в КНР ежедневное издание Beijing News. По неподтвержденным данным, издатель газеты подал в отставку из-за требований публикации передовицы Global Times; ряд СМИ при этом утверждают, что он остался на своем посту.

Между тем, в другой передовице Global Times заявила, что свобода прессы "должна иметь границы".

"Было бы упрощением полагать, что китайская система цензурирования информации защищает только интересы правительства, - говорится в материале. - Она идет по туго натянутому канату между развитием нации и развитием СМИ".

Новости по теме