"Визитка Яроша", или Пять пунктов ТВ-пропаганды

  • 22 апреля 2014
vizitka_jarosha Правообладатель иллюстрации Twitter
Image caption "Визитка Яроша" породила огромное количество пародий в сети

Сенсационные, полные эмоций репортажи российского телеканала LifeNews о перестрелке на окраине Славянска, обнаруженных хрустящих долларовых банкнотах и визитках лидера "Правого сектора" Дмитро Яроша представляют собой классический, удобный для изучения набор приемов, при помощи которых прокремлевские СМИ формируют мнение сограждан об Украине.

Сообщения действующих в Славянске пророссийских сепаратистов и вслед за ними прокремлевского LifeNews о визитке Яроша, будто бы найденной в дотла сгоревшей машине, породили в сети целый вал пародий и издевательств.

1. "Правый сектор"

Тем не менее, "визитка Яроша" - это важная для пропаганды деталь: она призвана подкрепить постоянные заявления Кремля и подконтрольной ему прессы о том, что движение "Правый сектор" виновно практически во всех беспорядках последнего времени на Украине. Эти обвинения сомнительны - по крайней мере во многих случаях. Так, 7 апреля российское телевидение сообщило, что пророссийские демонстранты в Харькове "дали отпор" бойцам Правого сектора, которые будто бы напали на них.

Молодой харьковский математик Сергей Мельник, однако, рассказал в Facebook, что дело обстояло иначе: они с единомышленниками были окружены и жестоко избиты пророссийскими хулиганами, когда уходили с концерта в Харькове в поддержку киевского Майдана.

2. "Иностранное вмешательство"

Среди вещей, брошенных, как утверждается, нападавшими на Славянск боевиками "Правого сектора" и затем показанными LifeNews, были новенькие на вид стодолларовые купюры. Кроме того, LifeNews дал в эфир комментарий самозваного мэра Славянска Вячеслава Пономарёва, который заявил, что у нападавших было "оружие натовского образца". Это один из примеров того, как российское телевидение внушает, что США и Запад в целом каким-то образом стоят за событиями на Украине или даже непосредственно участвуют в них.

На прошлой неделе российское телевидение на основе сообщений о том, что директор ЦРУ Джон Бреннан побывал в Киеве, обвинило США в "развязывании гражданской войны на Украине".

Российские телеканалы также говорят время от времени об участии сотрудников частных охранных фирм США, т.н. "частных армий", в конфликте, хотя никаких доказательств, кроме туманных сообщений о людях в незнакомой форме или форме без опознавательных знаков, до сих пор предъявлено не было.

3. "Нацизм"

Когда самопровозглашенный мэр Славянска Вячеслав Пономарёв показывал на камеру вещи, захваченные, по его утверждениям, после нападения на блокпост сепаратистов, он обратил особое внимание на немецкий пулемёт времён Второй мировой. "Наши оппоненты продолжают вести свою фашистскую идеологию, и не только, поскольку используют оружие своих учителей", - сказал Пономарёв LifeNews.

Это лыко тоже вполне в строку: российское телевидение вслед за президентом Путиным и другими членами российского руководства старательно продвигает идею, что в результате Майдана к власти на Украине пришли "профашистские силы". В начале марта, например, на ТВ были сообщения, что на Западной Украине на двери домов и квартир русских клеили оскорбительные наклейки - аналогия со звездами Давида, которые нацисты рисовали на дверях евреев. Но никаких подтверждений, кроме снимка одной наклейки, предъявлено не было.

Демонстрантов с Майдана российское телевидение целенаправленно изображает последователями Степана Бандеры - лидера украинских националистов времен Второй мировой войны, сложная биография которого включала, как говорят историки, и период сотрудничества с нацистами. О пёстром на деле (хоть и с перевесом в пользу западных областей) социальном, географическом и даже этническом составе киевского Майдана российское ТВ старается не упоминать.

4. "Святотатство"

Канал LifeNews изобразил нападение на блокпост у Славянска - то самое, в реальности которого пока еще сомневаются сторонние наблюдатели - ещё и как своего рода святотатство. Как подчеркнул репортер канала, нападавшие не просто нарушили Женевское соглашение 17 апреля и обещанное Киевом пасхальное перемирие.

"Именно в тот момент, когда в храмах шла служба пасхальная, они открыли огонь по мирным жителям, которые охраняли блокпост на въезде города Славянск", - сообщил журналист.

Еще более высоким штилем изъяснялись в ток-шоу на государственном канале "Россия" 15 апреля: там зашла речь о том, что конфликт на Украине имеет в том числе и религиозный характер.

"Это полное беззаконие, это варварство, это откровенный фашизм. Это люди, которые ненавидят православие. С молоком матери, к сожалению, воспитали эту ненависть. Я не вижу никаких путей для внутреннего решения этого кризиса. На границе России сознательно создаётся государство русофобское с ненавистью к России и Русской православной церкви", - говорил участник ток-шоу, церковный деятель из Одессы.

5. Оправдание

После кадров с места стрельбы на окраине Славянска LifeNews показал обращение "мэра" Пономарева к Путину. Он призвал российского президента ввести на восток Украины "миротворческие войска для защиты мирного населения от нападений Правого сектора национальной партии Украины".

"Они хотят нас сделать рабами. Они с нами не разговаривают, а просто убивают", - жаловался Пономарёв.

В ходе аннексии Крыма российское телевидение тоже показывало кадры перестрелки: как утверждалось, тогда, 1 марта, боевики-националисты напали на здание правительства Крыма в Симферополе. Эти сообщения были в числе прочего использованы как повод для проведенного через Совет Федерации решения "дать президенту право" ввести войска на Украину.

Как утверждает, в частности, украинская НКО "Телекритика", кадры перестрелки, как выяснилось позже, были сфальсифицированы. Такие же сомнения есть и у украинских, и у сторонних наблюдателей относительно перестрелки в Славянске.

Материал подготовлен на основе доклада Службы мониторинга Би-би-си.

Новости по теме