В Литве "за пропаганду" прервано вещание "РТР-Планета"

  • 9 апреля 2015
телеканал "РТР-Планета" Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption "РТР-Планета" обвиняют в распространении пропаганды

Литва впервые в истории Европейского Союза на три месяца прервала вещание телеканала, зарегистрированного на территории Европы.

Телеканал "РТР-Планета", являющийся международной версией российского федерального телеканала "Россия 1", нарушил Закон об информировании общественности, решили литовские власти.

Как заявили Русской службе Би-би-си в Государственной комиссии Литвы по теле- и радиовещанию, российский телеканал, который в Европе вещает через зарегистрированную в Швеции компанию, "уличён в распространении пропаганды, разжигании межнациональной розни и призывам к войне", что по литовским законам считается нарушением закона.

"Все эти вещи есть [призывы к войне, разжигание межнациональной розни - ред.]. Это установило компетентное учреждение – Департамент стратегических коммуникаций литовской армии", - сказал после заседания председатель комиссии Эдмундас Вайтекунас.

По его словам, вещание телеканала было решено прекратить на три месяца после заявлений вице-председателя Госдумы России Владимира Жириновского, прозвучавших 18 января в телепрограмме "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым". Политик, по материалам комиссии, "призывал Россию к "маленькой, но победоносной войне в Донбассе, Киеве и Брюсселе".

Как заявили в комиссии, "эти и другие высказывания Жириновского в эфире телеканала "РТР-Планета" нельзя не воспринимать серьезно, поскольку он в России занимает высокий пост и выражает официальную позицию".

Российский МИД назвал решение литовских властей "грубейшим нарушением международных обязательств".

Впервые в Евросоюзе

Решение о прекращении на три месяца трансляций телеканала в Литве вступит в силу в понедельник, 13 апреля. По литовским законам, решение нельзя обжаловать в суде.

Ранее комиссия по теле- и радиовещанию запрещала контент ряда российских телеканалов, однако решение о полном выключении телеканала принимается впервые. Хотя представители кабельных сетей и раньше по собственной инициативе выключали российские каналы, уличенные в распространении, по мнению литовских экспертов, неверной информации.

Image caption Решение о полном выключении иностранного телеканала в Литве принято впервые

Глава Ассоциации кабельного телевидения Литвы Вайва Жукене заявила Русской службе Би-би-си, что кабельные операторы "обязаны выполнять решение комиссии". Теперь, по словам Жукене, операторы займутся поиском альтернативы российскому каналу, который был популярен в основном среди русскоговорящего населения Литвы.

"Зритель в течение ряда лет уже привык к каналу, и нам будет не просто его переориентировать. Но, конечно же, если нарушения будут фиксироваться и дальше, мы займемся поиском альтернативы", - сказала Жукене в интервью Русской службе Би-би-си.

О готовности выполнять решение комиссии заявили и представители спутникового телевидения, действующие на территории Литвы, в частности, шведская компания Viasat.

Реакция Москвы

МИД России назвал решение Государственной комиссии Литвы прекратить работу канала "РТР-Планета" на три месяца "беспрецедентным для медиапространства ЕС" и "политически мотивированным".

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Image caption Москва требует от Брюсселя незамедлительной реакции на решение Вильнюса по российскому телеканалу

По мнению МИД РФ, "в Литве сложилась крайне опасная ситуация с использованием репрессивных методов давления на СМИ и преследования журналистов".

На Смоленской площади утверждают, что фактически в Литве "действует полномасштабная политическая цензура, несовместимая с нормами демократического государства".

Москва убеждена, что решение о приостановке вещания российского телеканала "заслуживает незамедлительной публичной реакции со стороны Брюсселя" и "представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ". Вильнюс, по ее мнению, совершил "грубейшее нарушение […] международных обязательств Литвы в области свободы выражения мнения и доступа к информации".

Новости по теме