Россия-Запад: кто выигрывает в информационной войне?

  • 17 сентября 2015
Российское телевидение Правообладатель иллюстрации Reuters
Image caption С начала украинского кризиса пропагандистская кампания российских властей усилилась

Кризис на Украине, по мнению ряда экспертов, вывел на невиданный доселе уровень информационное противостояние России и Запада.

Почти десять лет Кремль всеми силами пытался завоевать умы и сердца глобальной аудитории - главным образом с помощью своего международного телеканала RT (ранее известного как Russia Today).

С начала украинского кризиса пропагандистская кампания российских властей усилилась.

В ответ западные средства массовой информации и правительственные организации пытаются наладить вещание на русскоязычных слушателей и зрителей.

Русскоязычное вещание

На прошлой неделе руководство Би-би-си объявило, что обсуждает планы по запуску спутникового телеканала и видеосервиса для русскоязычной аудитории.

Действующая в ЕС Европейская служба внешнего воздействия (EEAS) готовится создать специальное антипропагандистское подразделение, нацеленное на русскоязычных жителей Европы.

В январе Европарламент в специальной, составленной в жестких выражениях резолюции, призвал Брюссель разработать "коммуникационную стратегию по противодействию российской пропагандистской кампании".

Международные СМИ, такие как "Немецкая волна", существующее на американские деньги "Радио Свобода" и частично финансируемый Евросоюзом канал Euronews также усилили свое вещание на русском.

Однако, судя по всему, все эти попытки оказывать влияние на аудиторию в чуждой медиасфере окажутся не слишком эффективными.

Ответный ход

В 2015 году Россия значительно увеличила финансирование RT – бюджет канала вырос на 75%, достигнув 300 млн долларов.

Еще одно подразделение кремлевских международных медиаопераций – агентство новостей "Россия сегодня" – также получило солидную денежную инъекцию, порядка 89 млн долларов.

Увеличение финансирования связано не только с падением курса рубля, оно также подчеркивает возрастающую важность, с которой Кремль относится к собственному присутствию в международном информационном пространстве.

В прошлом году российские власти выделяли на международное вещание 23% своего медиабюджета, в этом – уже 34%.

Когда в 2013 году президент Владимир Путин посетил штаб-квартиру RT, он похвалил канал за то, что тот помог, по выражению Путина, "покончить с англосаксонской монополией на информационные потоки".

Впрочем, достоверных, независимо подтвержденных данных о численности глобальной аудитории RT нет. Если же судить по британской статистике, то она скорее опровергает утверждения российского президента.

Цифры, полученные от британского Бюро по исследованию аудитории средств вещания (BARB), говорят о том, что в августе нынешнего года еженедельная аудитория RT в Британии составляла в среднем 425 тысяч человек, или 0,8% от общего числа зрителей.

Это примерно на 100 тысяч человек меньше, чем в июне 2012 года, когда BARB начала отслеживать британскую аудиторию RT.

Более того, в глобальном масштабе российский канал проигрывает и одному из своих главных соперников – англоязычной версии катарского телеканала Al-Jazeera.

Если в июне 2012 года RT слегка превосходил Al-Jazeera English численностью аудитории, то теперь она составляет едва ли половину аудитории катарцев.

Избрание Джереми Корбина лидером Лейбористской партии, несомненно, может сослужить добрую службу RT. Корбин не раз появлялся на российском канале, а также публично выражал одобрение его политики.

Борьба в соцсетях

Что касается социальных сетей, то здесь картина складывается несколько иная.

В "Твиттере" и "Фейсбуке" RT без труда переигрывают крупные международные вещательные корпорации, такие как BBC News и CNN.

Однако на канале YouTube RT является очевидным лидером рынка: 1,5 млн подписчиков и около 1,5 млрд просмотров основного канала. Что же смотрит аудитория YouTube на RT?

Большей частью это видео катастроф, стихийных бедствий, всевозможные занимательные сюжеты, которые практически не требуют журналистской работы.

Все 20 самых популярных видео основного канала RT на YouTube относятся именно к этой категории, их посмотрели 300 млн человек.

Если же брать видео RT об основных политических событиях, то их смотрят значительно меньше.

Материалы, которые можно назвать "политическими", среди 100 самых популярных видео RT на YouTube можно буквально пересчитать по пальцам, и ни один из них не рассказывает о событиях на Украине.

"Вилы против танка"

Международная пропагандистская кампания Москвы не ограничивается деятельностью телеканала RT и агентства "Россия сегодня".

У главных внутрироссийских каналов, где многочисленные развлекательные шоу подаются вперемежку с провоцирующими эмоции новостями, есть свои международные версии. Существует мнение, что именно они воздействовали на общественное мнение в преддверии российского вторжения на Украину.

Сейчас Запад опасается, что российские государственные СМИ могут также помочь России в интервенции по отношению к любой другой стране. Наибольшие опасения по этому поводу выражают страны Балтии, где аудитория российского ТВ составляет около 25% населения – в основном этнические русские, проживающие в этих странах.

Помимо этого, озабоченность руководства этих стран вызывает и деятельность так называемых прокремлевских троллей в различных соцсетях. Латвия и Литва в этой связи усилили контроль за процессом регулирования работы российских телеканалов, некоторые даже были запрещены.

Эстония, напротив, готовится запустить свой русскоязычный телеканал для этой части населения страны. Но, учитывая соотношение в финансировании российских и балтийских СМИ, трудно ожидать, что последние смогут добиться в этом соревновании больших успехов.

Глава Литовского телевидения даже сравнил эти усилия с попыткой воевать вилами против танка. Подобное можно сказать и о других западных СМИ, пытающихся влиять на мнение граждан России.

И, кстати сказать, согласно недавнему опросу ВЦИОМа 45% россиян согласны с введением цензуры в отношении иностранных СМИ.

_________________________________________________________________________

Примечание. 18 сентября 2015 г. в материал внесены изменения: уточнен перевод некоторых предложений с английского оригинала.

Новости по теме