Латвия: ЕС мешает бороться с российской пропагандой?

  • 1 октября 2015
Рига
Image caption C лицензией одной из стран ЕС можно вещать на территории всего Европейского Союза

Латвийский совет по электронным СМИ в очередной раз заявил о возможном прекращении вещания телеканала "Россия РТР" на территории Латвии. За последние полгода местный регулятор два раза фиксировал нарушения, причем не только латвийского, но и европейского законодательства.

Как пояснила Русской службе Би-би-си и.о. главы Национального совета по электронным СМИ Айя Дулевска, при трех серьезных нарушениях в течение года латвийские законы допускают и полную остановку вещания.

Однако канал "Россия РТР" зарегистрирован в Швеции, и по латвийским законам, его судить нельзя - остается только рассылать предупреждения Еврокомиссии, ретранслятору и шведскому регулятору. Вся процедура, по словам Дулевской, занимает около года, а в итоге к каналу можно применить только те санкции, которые предусматривает шведское законодательство. "Мы бы хотели, чтобы это было быстрее, чтобы был эффект. Потому что через год люди могут не вспомнить, о чем была речь", – сказала глава латвийского надзорного органа Русской службе Би-би-си.

Но, как надеются в Риге, в скором будущем ситуация может измениться. Латвия и другие прибалтийские страны активно лоббируют поправки в европейской Директиве об услугах аудиовизуальных медиа. Общественное обсуждение этого документа проходит сейчас в Еврокомиссии, и до 30 сентября заинтересованные стороны могли подать свои предложения.

"Где вещают, там и штрафуют"

По словам Дулевской, Латвия всегда настаивала на принципе: где вещают, там и штрафуют. В то время как на данный момент в ЕС действует другой принцип: канал подчиняется законам той страны, в которой ему выдали лицензию.

Вещать с лицензией одной из стран ЕС можно на территории всего ЕС. Такая практика очень популярна среди российских каналов: часть из них зарегистрированы в Швеции, часть – в Великобритании, тогда как самая весомая аудитория у них – в странах Балтии. При этом лишь немногие получают местные лицензии.

"У страны, в которой канал вещает, должно быть больше полномочий, – считает Дулевска. – К примеру, британцы даже не понимают, что именно тут рассказывают [с британской лицензией]. Возможно, иначе у них было бы другое отношение. В Европе идут дискуссии на эту тему, есть два неформальных лидера: британцы настаивают на действующих принципах, французы склоняются к нашей позиции".

Ее литовский коллега Нериус Малюкевичус, директор администрации Комиссии по радио и телевидению Литвы, менее категоричен. "Надо сократить сроки разбирательства между регуляторами. Мы разговариваем с ними неформально, пытаемся объяснить, что есть определенная разница между нашими законами. Мы поднимаем эти вопросы и на уровне ЕС. Но у каждой страны есть более важные проблемы, они просто еще не осознали, насколько это важно [влияние российских СМИ на аудиторию ЕС]", – говорит он Русской службе Би-би-си.

Популярная пропаганда

Правообладатель иллюстрации rianovosti
Image caption Латвия всегда настаивала на принципе: где вещают, там и штрафуют

По существующим правилам, между нарушением и наложением штрафа проходит около года, причем случаи временного отключения каналов становятся все более частыми. Латвийский регулятор уже принимал решение об отключении телеканала "Россия РТР" на три месяца. В Литве под временный запрет попадали "РТР Планета" (дважды), НТВ Мир и REN TV Baltic. Во всех случаях речь шла о нарушении местного законодательства, искажении информации и необъективности. Но для того, чтобы наложить штраф или отключить канал, должно иметь место нарушение европейской директивы.

В последней истории с возможным отключением телеканала "Россия РТР" в Латвии речь идет о разжигании ненависти. По словам латвийских чиновников, аудиторию пытались убедить в правильности определенной позиции по вопросу украинского кризиса, называя украинскую власть фашистской, а государство – дегенерирующим.

Другой эпизод касался латвийских реалий: по мнению местных чиновников, из сюжета необоснованно вытекало, что жители страны, говорящие на латышском языке, а также латвийское государство систематически оказывают давление на русскоязычных жителей Латвии. А это может вызвать в русскоязычных жителях страны ненависть к тем, кто говорит на латышском языке, а также к латвийскому государству и его западным партнерам.

Такая ситуация кажется опасной не только сотрудникам Национального совета по электронным СМИ Латвии, которые принимают решение о начале разбирательства в отношении каналов, но и Полиции безопасности. Согласно одному из отчетов ПБ, в российских СМИ регулярно встречается искаженная информация, которая раскалывает латвийское общество. По словам главы Полиции безопасности Нормунда Межвиетса, в конечном счете это может повернуться против конституционного строя государства.

Старший исследователь Центра стратегической коммуникации НАТО Элина Ланге также считает, что содержание российских каналов перемешано с пропагандой. "Для вывода о том, что там есть пропаганда, собрано немало материала. Мы анализировали и новости, и ток-шоу. Россия однобоко показывает различные события. В российских программах часто "экспертами" или очевидцами являются никому не известные и непонятные люди", – сказала она в эфире радио Baltkom.

Российское телевидение достаточно популярно в Латвии – его смотрят более 25% зрителей. В восточной части страны российские каналы формируют пятерку самых популярных, в то время как местные телеканалы в эту пятерку даже не входят. В Литве российские каналы смотрят примерно 15% аудитории, в Эстонии - около 20%.

Не время для свободы слова?

Однако телевидение не является единственным каналом, который в странах Балтии считают инструментом распространения "кремлевской пропаганды". Все больше внимания уделяется интернету, очередным доказательством чего стало намерение медиагруппы "Россия сегодня" запустить проект "Спутник", который уже работает, например, в соседней Белоруссии.

В Латвии у "Спутника" сразу же возникли проблемы с регистрацией.

Глава Полиции безопасности Латвии Нормундс Межвиетс, комментируя намерение запустить представительство этого онлайн-агентства, открыто объявил, что это будет "очередная пропагандистская платформа". В связи с этим в заявлении ведомства говорилось, что присутствие "Спутника" в латвийском информационном пространстве создает еще больше рисков, чем российские СМИ, которые вещают из России. Обеспокоенность по поводу этого проекта выразили также спецслужбы Литвы.

Совет по электронным СМИ Латвии также посчитал, что данный проект собирался распространять информацию, соответствующую интересам внешней политики России.

В итоге оказалось, что представительство "Россия сегодня" не может быть зарегистрировано из-за некорректно подготовленной документации.

Никто из ответственных лиц Латвии не признает, что история со "Спутником" или российскими телеканалами – часть кампании по борьбе с "кремлевской пропагандой". Как правило, речь идет о нарушении конкретных законов и нормативов. По словам медиаэксперта Сергея Крука, зачастую эта борьба имеет характер завуалированной цензуры и является покушением на свободу слова.

"Я еще в прошлом году говорил, что то, за что засудили РТР, не согласовывается с буквой закона. Совет по электронным СМИ должен что-то делать, и они вот таким вот образом борются, – сказал он Русской службе Би-би-си. – Это продолжение советской практики. У нас очень критикуют Советский союз, а сами делают то же самое. Почему надо списывать все социальное недовольство на российскую пропаганду, а не, к примеру, на то, что у людей маленькие пенсии, и жить им трудно?"

Глава отдела политики СМИ Министерства культуры Латвии Роберт Путнис считает, что в критической ситуации информационной войны свобода слова может и должна быть ограничена. "С того момента как Гитлер пришел к власти демократическим способом, весь цивилизованный мир знает, что мы не можем позволить, чтобы демократию разрушали ее же инструментами. У свободы слова, конечно, есть границы. И то, что мы понимаем под "Спутником" или другими российскими государственными СМИ, ни в каком демократическом обществе не попадает под нормы защиты свободы слова, потому что это инструменты государственной политики. Проблемы у "Спутника" есть и в других странах", – заявил он Русской службе Би-би-си.

Не кнутом, а пряником

Другая позиция заключается в том, что для начала необходимо укреплять местное информационное пространство на русском языке. Представитель министерства культуры Латвии Роберт Путнис сказал, что в рамках новой политики СМИ предполагается выделять финансирование действующим русскоязычным СМИ.

Правда, этот нюанс пока не согласован с министерством финансов Латвии. А ведь именно министр финансов Янис Реирс в свое время высказался против выделения миллиона евро на запуск русского канала в Латвии. По его словам, эти расходы не оправданы.

Хотя, по словам главы Латвийского телевидения Ивара Белте, русский канал в Латвии не появился по причине негативного общественного резонанса. "Общественная дискуссия склонилась к тому, что в таком вещании нет необходимости", - сказал Ивар Белте Русской службе Би-би-си.

На данный момент средств у ЛТВ хватает только на расширение русского вещания в рамках латышского канала. А этого, по словам Белте, недостаточно: "Это пользуется неким интересом. Но русские никогда не пойдут на латышский канал, чтобы что-то смотреть на русском. Аудитория растет медленно".

Новости по теме