Пресса России: катастрофа вернулась в Россию

  • 18 декабря 2010

В обзоре российских газет:

Начинай сначала

Международным скандалом закончилось расследование авиакатастрофы польского "борта №1", происшедшей весной этого года под Смоленском, пишет "Коммерсант".

По данным газеты, в пятницу правительство Польши вернуло российскому Межгосударственному авиакомитету (МАК) его отчет о причинах аварии. А премьер-министр Польши Дональд Туск пояснил, что доклад не может быть принят из-за небрежности, ошибок и безосновательности некоторых выводов российских экспертов.

"Таким образом, расследование, которое МАК проводил в течение полугода, очевидно, придется начинать заново", - констатирует издание.

"Коммерсант" напоминает, что катастрофа польского Ту-154М произошла 10 апреля этого года при попытке летчиков посадить машину в аэропорту Смоленска. В ней погибли президент Польши Лех Качиньский и еще 95 человек.

Эксперты МАК пришли к выводу о том, что виновниками трагедии были пилоты, которые приняли решение сажать самолет несмотря на низкую облачность и отсутствие на аэродроме современного навигационного оборудования.

"Катастрофе, по мнению экспертов, способствовали и летевшие в самолете чиновники, давшие понять пилотам, что уход на запасной аэродром нежелателен - задержка делегации могла сорвать все мероприятие", - добавляет газета.

Издание отмечает, что выводы российских экспертов об ошибке летчиков и оказанном на них давлении польские специалисты и даже политики не оспаривали.

Однако поляки дали понять, что хотели бы видеть в докладе и оценку роли диспетчеров аэропорта, которые способствовали трагической развязке, утверждает "Коммерсант".

Роль диспетчера и стала камнем преткновения в расследовании, уверена газета. Поляки лишь хотели, чтобы эксперты объективно отразили в отчете все факторы, способствовавшие развитию нештатной ситуации на борту, но так и не дождались этого.

"В итоге стремление МАКа любыми способами отвести подозрения от диспетчеров, продиктованное, очевидно, политическими, а не расследовательскими соображениями, и привело к международному скандалу", - полагает издание.

Разруливать скандал теперь придется российскому МИДу или даже президенту Дмитрию Медведеву, который не раз выражал удовлетворение уровнем взаимодействия российских и польских экспертов, разбирающихся в причинах катастрофы, заключает "Коммерсант".

Заправили под развязку

Причиной утери 5 декабря трех спутников ГЛОНАСС-М стал целый ряд системных ошибок, допущенных работниками ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия". Об этом в пятницу заявил глава межведомственной комиссии по расследованию инцидента, генеральный директор ЦНИИ машиностроения Геннадий Райкунов.

Руководство Федерального космического агентства (Роскосмос), как заявили "Коммерсанту" в агентстве, с этими выводами полностью согласно.

В то же время источник газеты в ракетно-космической отрасли отметил, что хотя версия с "перевесом" полезной нагрузки выглядит правдоподобной, она удобна и тем, что можно будет "сделать крайним и наказать какого-то одного конкретного исполнителя".

А руководство РКК "Энергия" при этом никакой ответственности нести не будет, уверен источник издания.

Многое приходило на ум после случившегося: и ошибки в расчетах, и неправильно заданные траектории полета, и человеческий фактор, перечисляет "Московский комсомолец".

"Однако в качестве основной причины аварии чаще всего муссировали одну - перелив топлива в баки разгонного блока. Говорили, что из-за большой тяжести конструкцию покачивало из стороны в сторону уже при старте", - добавляет газета.

В итоге глава МВК так и заявил: к падению спутников привела неправильно составленная техническая документация, в которой не было точной формулы заправки разгонного блока ДМ-03 топливом.

"Поскольку этот блок собирали в РКК "Энергия", значит, там должны были подготовить как следует и конструкторско-эксплуатационную документацию. Этого не произошло, значит, виновата во всем именно "Энергия", - констатирует издание.

Впрочем, конкретные виновники аварии так не названы, и, очевидно, их имена останутся известны лишь специалистам, уверена "Комсомольская правда". А какие меры будут к ним приняты по результатам расследования, могут и объявить.

Зато теперь понятно, что с самой ракетой "Протон-М", которая зарекомендовала себя очень надежным носителем, все в порядке, заключает газета.

Боевиков судят дважды

В пятницу следственное управление по Чечне следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ сообщило о том, что в деле о гибели в 2000 году 86 псковских десантников под Улус-Кертом появились первые обвиняемые, пишет "Коммерсант".

Ими оказались три боевика, ранее привлекавшихся за участие в незаконных вооруженных формированиях, рассказывает издание.

По данным газеты, Кемала Эбзеева и Рашида Атуова сотрудники УФСБ и МВД Чечни задержали в Карачаево-Черкесии. Третьего подозреваемого, Хамидулу Япова, оперативники разыскали в Подмосковье.

Задержанных этапировали в Грозный, где им предъявили обвинения в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).

"Коммерсант" напоминает, что расследование уголовного дела по факту гибели десантников было приостановлено за отсутствием лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. И теперь, спустя почти 10 лет, ему снова дали ход.

Между тем, по словам "Комсомольской правды", у самих ветеранов ВДВ факт возбуждения уголовного дела вызвал недоумение. "Боевики вряд ли добровольно сознаются в участии в бое под Улус-Кертом, - говорит газете член одной из ветеранских организаций Игорь Исаков. - Во-первых, это лишняя статья".

"А во-вторых, сами чеченцы считают для себя поражением схватку с горсткой десантников. Мне кажется, что подоплеку нужно искать в чеченском МВД. Значит, им это выгодно", - добавляет в комментарии изданию Исаков.

Розыском и поимкой троих упомянутых боевиков в самом деле занималось милицейское ведомство из Грозного, соглашается "Комсомольская правда". Даже в Подмосковье они принимали участие в задержании Хамидулы Япова. То же самое было в Карачаево-Черкесии.

Вычислили подозреваемых именно чеченские сыщики. Ветераны-десантники предполагают, что пойманные люди были зачем-то крайне нужны чеченским спецслужбам. Но не хватало улик и доказательств, чтобы наказать их законно.

"Всех полевых командиров и духовных лидеров, участвовавших в прорыве на Ведено в 2000 году, уже уничтожили, - утверждает Исаков в комментарии газете. - Остался молодняк, которым тогда давали возможность почувствовать вкус крови - они добивали раненых".

Издание напоминает, что из 90 десантников, принявших бой 29 февраля, погибли 85, включая 13 офицеров.

Год жары и "Аватара"

"Московский комсомолец" на своих страницах знакомит с итогами очередного конкурса "Слово года" в российском сегменте интернета.

Россияне, активно участвующие в голосовании и обсуждении, определил как слово года "жару" (44%), "аватар" (26%) и "смог" (20%), отмечает газета. Профессиональному жюри уходящий год запомнится по словам "огнеборцы", "жара" и "сити-менеджер", утверждает издание.

В номинации "Выражение года" пользователей интернета зацепили "аномальная жара", "энергосберегающие лампочки" и "без фанатизма". Жюри, очевидно, возмущено общей ситуацией в стране, поэтому для них выражением года стало "двое из ларца".

В области неологизмов россияне всегда на высоте, уверен "Московский комсомолец". "Словотворчество-2010": "сдербанк", "тандемагогия" и "саммитомания". Перевода здесь не требуется.

А в сфере Интернета пользователи, очевидно, устали от избытка заимствованных слов, предполагает газета. Итак, номинация "Словосеть": "аськоголизм", "блогоблудие" и "лыбик" (вместо кальки с английского "смайлик").

Кстати, среди не вышедших в финал были слова "ежемедведник", "милицинизм" и "жутики", добавляет издание.

Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си