Пресса России: откуда у Каддафи танки Т-92?

  • 15 апреля 2011

В обзоре российских газет:

Несуществующие танки для Каддафи

Российская пресса

"Независимая газета" анализирует заявления представителя Национального переходного совета Ливии Махмуда Авада Шаммама, который сказал, что режим Муаммара Каддафи получает новейшие вооружения российского производства, в том числе и танки Т-92. И поэтому повстанцы не могут одержать победу.

Издание считает, что это утверждение несостоятельно хотя бы потому, что российского танка под индексом Т-92 не существует в природе. "Уралвагонзавод", который должен его строить, до сих пор так и не получил гособоронзаказа на его изготовление.

"Кроме того, - обращает внимание "Независимая", - даром вооружение Россия не раздает. Только по предоплате. [...] Не следует забывать, что Россия присоединилась к санкциям против режима Каддафи".

Газета допускает, что речь может идти о танке Т-90, но единственная страна, куда он точно поставлялся – это Индия.

Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН говорит в комментарии, что в свое время Россия наводнила Ближний Восток военной техникой, поэтому сейчас и та и другая сторона сражаются российским оружием.

"Даже в условиях эмбарго, [оружия] там хватит еще на 10 лет войны", - считает эксперт. "При той интенсивности боевых действий, какую мы наблюдаем, этих запасов может хватить на годы. Так что нет смысла везти из-за моря даже сотню-другую танков", - отмечает газета.

Зачем же нужны такие заявления повстанцам? Газета объясняет, что ливийские оппозиционеры воюют плохо, они недисциплинированны, плохо обучены, не наладили нормального снабжения, связи и управления.

"Заявления о российских танках под Мисратой, возможно, служат для того, чтобы оправдать их [повстанцев] поражения, - считает "Независимая". - Но самое главное – подкрепляют требование к странам Запада дать повстанцам оружие. А поскольку ливийцы не умеют с ним обращаться, вместе с оружием придется поставить инструкторов, технический персонал, советников".

"По большому счету, речь идет о втягивании европейцев в наземную операцию против Каддафи, - допускает "НГ". - Для этого сгодится и "рука Москвы", и несуществующий танк Т-92".

Новый сценарий

"Независимая газета" рассказывает о сценарии президентских выборов 2012 года, написанном директором фонда "Стратегия-2020" Михаилом Ремизовым. По его мнению, российская элита заинтересована в сохранении нынешней ситуации во власти. Поэтому самый рациональный исход избирательной кампании – избрание Дмитрия Медведева на второй срок.

"То, что происходит, говорит о том, что правящая группа мягко консолидируется вокруг президента", - уверен Ремизов. При этом он добавляет, что такая консолидация объективно не носит характер противостояния премьеру Владимиру Путину.

При этом сценарии, считает Михаил Ремезов, роль премьера будет не менее высокой. "Как мне представляется, для Путина и его партии крайне важно, чтобы он смог пойти на сценарий Медведева-президента 2012 года с позиции силы, а не с позиции слабости", - цитирует автора газета.

Путин, по его мнению, в данном случает должен на выборах продемонстрировать серьезный уровень поддержки его партии Медведеву, а решение о выдвижении последнего, должно быть подано как совместное решение.

Впрочем, "НГ" отмечает, что "Единая Россия", похоже, пока не готова поддержать такой вариант развития событий. Более того, ее представители заявили, что кандидатура Владимира Путина для них является предпочтительной.

Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская не согласно с Ремизовым в том, что российская элита ориентирована на Медведева. К тому же она считает, что большинство простых граждан России ожидают возвращения Владимира Путина. И иным исходом они будут разочарованы.

"Пляски на крови"

"Коммерсант" и "Независимая газета" пишут о ситуации в Белоруссии после теракта в метро, совершенного 11 апреля. По данным изданий, по делу задержаны уже пятеро подозреваемых, все они дали признательные показания, в том числе и по взрывам в Белоруссии в другие годы.

Сейчас выясняются мотивы, которые двигали этими людьми. Впрочем, газеты больше внимания уделяют не столько самому преступлению, сколько последующим действиям белорусских властей.

Газета "Коммерсант" отмечает, что оппоненты действующей власти подвергают сомнению официальную версию событий.

"Силовые структуры и власть после трагического преступления 11 апреля пребывают скорее в состоянии эйфории, чем в трауре, - цитирует издание бежавшего из Белоруссии в Германию полковника спецслужб Владимира Бородача, слова которого привел независимый ресурс "Белорусский партизан". - Не выходя из кабинета, раскрыты тягчайшие преступления. Хотя для доказательства участия арестованных лиц в данном преступлении необходимы масса времени и проведение следственных действий".

При этом издание отмечает, что ознакомиться с альтернативной трактовкой последних событий, находясь в Минске, проблематично, поскольку доступ к "Белорусскому партизану", а также еще одному оппозиционному сайту "Хартия'97" был заблокирован властями еще несколько дней назад.

А негосударственным СМИ, которые пока являются действующими, вчера было сделано специальное предупреждение. В эфире белорусского ТВ генпрокуратур Григорий Василевич заявил, что отдельные авторы в ряде СМИ и интернете опубликовали материалы, которые носили издевательский, оскорбительный смысл.

Президент Александр Лукашенко назвал их "плясками на крови", а прокурор добавил, что виновные в этих "плясках" могут быть привлечены к ответственности.

Заместитель главы правозащитного центра "Весна" Валентин Стефанович сказал в комментарии газете, что все это похоже на сталинские времена, когда даже за намек на инакомыслие человека можно было посадить или даже расстрелять.

"Независимая газета" пишет об усиленных мерах безопасности в Минске, но отмечает, что люди к ним относятся с пониманием. "Такое впечатление, - пишет минский корреспондент газеты, - что люди действительно готовы к "жесточайшему порядку", навести который потребовал накануне Александр Лукашенко".

"Нашим" сдали город"

Многие центральные СМИ рассказывают о намеченной на 16 апреля акции прокремлевского движения "Наши", которая посвящена борьбе с коррупцией. Однако особое внимание пресса уделяет не самому факту мероприятия, а тому, что ради него на два дня будет перекрыта для движения транспорта одна из центральных улиц Москвы – проспект Сахарова.

Статья в "Ведомостях" по этому поводу называется - "Нашим" сдали город". Газета пишет, что в акции планируется участие 50 тысяч человек. При этом издание уточняет, что сами организаторы не просили власти перекрывать проспект Сахарова еще и 15 апреля, поскольку акция рассчитана всего на два часа 16-го апреля.

Депутат Госдумы от "Справедливой России" Алексей Митрофанов говорит на страницах газеты, что решение мэрии о закрытии улицы на два дня как минимум странное, и он не помнит прецедентов столь длительного перекрытия даже во времена СССР.

Газета "Московский комсомолец" выражает большое сомнение в эффективности самой акции, поскольку коррупция, по мнению издания – "это не зло, а часть суровой реальности".

"Затраты на борьбу с коррупцией зачастую превышают убытки от нее, да и вообще победить ее можно, как показывает мировой опыт, либо в очень тоталитарном государстве, либо в стране без претензий на величие, где всем всего хватает, - считает газета. - Ни то, ни другое России вроде бы не светит".

"Теперь вот 50 тысяч юнцов будут десять часов антикоррупционно топтаться в центре столицы, - пишет издание и предрекает итоги этого "топтания". - В лучшем случае их благой посыл уйдет в воздух. В худшем - если Садовое кольцо все-таки перекроют - любой водитель сплюнет и скажет: "А идите-ка вы со своей антикоррупцией".

Обзор подготовил Олег Савин Служба мониторинга Би-би-си