Мужчины живут меньше из-за гена

• 2 декабря 2009
Первые мыши, не имеющие отца
Image caption Мыши, не имеющие отца, живут на треть дольше и меньше болеют

Ученые, исследующие геном мышей, обнаружили особый ген, который активно действует только у мужских особей, хотя присутствует и у мышей женского пола.

Они полагают, что это ген, обычно обозначаемый как Rasgrf1, несет ответственность за то, что мужские особи обладают большей массой тела, но меньшей продолжительностью жизни.

Статья об этом группы ученых из Сельскохозяйственного университета Токио опубликована в научном журнале Human Reproduction.

Хотя объектом исследования были мыши, ученые полагают, что полученные результаты относятся ко всем млекопитающим, в том числе к человеку.

Они исследовали мышей, рожденных от двух матерей без участия отца.

Современные методы генной инженерии позволяют получать эмбрионы из генетического материала, содержащегося только в яйцеклетке. Химическое воздействие заставляет такие клетки вести себя как сперматозоиды.

Такие мыши, полученные за счет искусственного партеногенеза, полностью свободны от генетического наследия, передающегося через отца.

Оказалось, что они обладают продолжительностью жизни примерно на треть большей, чем мыши с нормальным генетическим наследием.

Мыши, родившиеся от двух матерей, были также существенно легче и мельче при рождении.

Иммунитет важнее веса

Но самое интересное, что их иммунная система действовала эффективнее, чем у обычных мышей.

Исследователи считают, что ответственность за это несет ген Rasgrf1, передаваемый по отцовской линии.

Хотя он передается и женским особям, у них он остается недействующим благодаря процессу, известному как импринтинг.

"Нам уже довольно давно известно, что почти во всех странах мира женщины живут заметно дольше, чем мужчины, и что эти различия распространяются на многие виды млекопитающих", - сказал глава группы исследователей профессор Томохиро Коно.

"Однако причина таких различий оставалась неясной, и в частности, было неизвестно, зависит ли долголетие от состава генома только одного или обоих родителей", - добавил ученый.

"Полученные нами результаты свидетельствуют, что генный материал, содержащийся в сперматозоидных клетках, влияет на долголетие у млекопитающих", - считает Коно.

В Британии средняя продолжительность жизни составляет 77,4 года у мужчин и 81,6 у женщин.

Исследователи указывают, что в природе особи мужского пола имеют большую массу тела, что дает им эволюционное преимущество в борьбе за передачу своего генетического материала.

С другой стороны, особи женского пола обычно концентрируют свои ресурсы на размножении и кормлении потомства.

Профессор Кембриджского университета, Кай Ти Хо, которая занимается проблемой долголетия, считает, что эти данные могут и не распространяться на человека.

"Это интересные исследования, но я полагаю, что половые различия в долголетии у человека менялись со временем и в зависимости от среды обитания. Они могут иметь гораздо более сложную природу, чем различия в единственном гене", - полагает она.