Средиземное море образовалось всего за два года

• 10 декабря 2009
Модель потопа
Image caption На месте Геркулесовых столпов располагалась цепочка мелких озер

Выяснилась подробная картина катастрофического потопа, который заполнил бассейн Средиземного моря более 5 миллионов лет назад.

Тогда воды Атлантического океана прорвались на изолированную долину бассейна, в который превратилось высохшее море.

Исследования показывают, что пролив, ныне известный под названием Гибралтарского, возник очень быстро, имел в длину около 200 км и привел к затоплению бассейна в течение двух лет.

Группа исследователей во главе с Даниэлем Гарсия-Кастелланос, сотрудником Исследовательского центра Испании, опубликовала статью об этом в журнале Nature.

Озера превратились в пролив

Они обнаружили механизм быстрого осушения так называемых тектонических озер, которые во множестве располагались на горной гряде, отделявшей бассейн Средиземного моря от океана.

Используя имеющиеся данные сейсморазведки и бурения, ученые продемонстрировали, что наводнения в таких озерах могли очень быстро привести к образованию канала, который затем превратился в пролив.

Они разработали компьютерную модель, которая показала, что такое наводнение могло достичь катастрофических масштабов в течение нескольких месяцев.

Ранее ученые предполагали, что процесс заполнения водой бассейна Средиземного моря мог длиться около 10 тысяч лет.

Роб Говерс, геолог из университета Утрехта в Голландии, который не участвовал в этих исследованиях, считает, что авторы получили очень важные результаты.

По его словам, следующим этапом исследования станет измерение объемов осадочных пород или брекчий в зоне пролива, которое подтвердит или опровергнет созданную модель.