Найден предок ранних динозавров

• 4 марта 2010
Asilisauros kongwe были мирным созданием и кушал траву
Image caption Asilisauros kongwe были мирными созданиями и питались травой

Палеонтологи обнаружили ископаемые останки ящера, который обитал на Земле за 10 миллионов лет до самых ранних известных динозавров.

Asilisaurus kongwe является травоядным ящером, который обитал около 245 миллионов лет назад, то есть в средине триасового периода.

Ученые полагают, что такая датировка указывает на то, что динозавры заселили Землю раньше, чем считалось ранее.

Результаты исследования публикуются в научном журнале Nature.

Одним из авторов работы был доктор Стерлинг Несбитт из Университета штата Техас в Остине.

"Эти новые данные указывают на то, что динозавры являлись всего лишь одной из нескольких крупных групп ящеров, которые появились в изобилии в триасовый период, в том числе силезавры, птерозавры и несколько групп крокодилообразных", - говорит ученый.

Доктор Рэндалл Ирмис из Музея естественной истории в штате Юта, который принимал участие в исследовании, говорит, что эта группа ящеров, называемых силезаврами, "должна считаться близкими родственниками динозавров".

Image caption Силезавры имели высоту всего 1 метр и были четвероногими

"Они относились к динозаврам примерно так же, как шимпанзе относятся к человеку", - объясняет он.

"Нам известна сейчас одна ветвь эволюционного древа динозавров, но это означает, что должны были существовать и другие. Это указывает на то, что существовали очень ранние динозавры, следы которых пока не обнаружены".

Доктор Ирмис сказал также, что найденный ящер выглядел не так, как должен был бы выглядеть, по представлениям ученых, предок динозавров.

"Это было довольно странное существо небольших размеров. Мы всегда считали, что ранние динозавры должны были быть двуногими плотоядными ящерами".

"А эти существа были четвероногими и имели клювы, а также зубы, характерные для травоядных".

"Неудачный эксперимент"

Доктор Пол Барретт, палеонтолог из Музея естественной истории в Лондоне, считает, что эта находка дает ученым важные сведения о ходе эволюции динозавров.

"Эти создания имеют много общих черт с динозаврами, – говорит ученый. - Они представляют собой промежуточный этап между примитивными рептилиями и динозаврами с большей специализацией".

Данные раскопок свидетельствуют, что эта группа примитивных ящеров вымерла примерно через 45 миллионов лет после того, как появилась.

Динозавры, с другой стороны, оказались куда более успешными животными и их век продолжался 165 миллионов лет.

Как сказал доктор Барретт, "силезавры представляют собой неудачный эксперимент эволюции в создании динозавра".