Последнее обновление: вторник, 30 марта 2010 г., 12:19 GMT 16:19 MCK

Исторический рекорд Большого адронного коллайдера

Для проигрывания необходимо включить поддержку Java-скрипта и установить новую версию Flash

Запустить в Real Player или Windows Media Player

Ученым удалось добиться рекордной энергии, выделившейся в результате столкновения в Большом адронном коллайдере.

Во время исторического эксперимента в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) энергия, выделившаяся в результате столкновения пучков протонов, оказалась в 3,5 раза больше, чем предполагалось.

Запуск коллайдера сопровождался аплодисментами ученых, наблюдавших за происходящим из диспетчерских. По словам директора отдела технологий ЦЕРН Стива Майерса, эксперимент вызвал у всех сотрудников центра бурные эмоции.

"Это - фантастический момент для науки", - сказал глава ЦЕРН Рольф Хойер.

Запустить в Real Player или Windows Media Player

Комментируя рекордное столкновение частиц, представитель ЦЕРН Паола Катапано сказала, что во вторник "физика создавалась на глазах ученых": "Это было начало новой эры".

Ученые рассчитывают, что это исследование, которое продлится до двух лет, поможет понять природу материи и механизм возникновения Вселенной.

По словам Хойера, эксперимент по столкновению частиц продолжатся на днях.

"Мы намерены проделать то же самое на этой неделе несколько раз, и повторим эксперимент несколько сотен раз в течение года", - сказал Хойер в интервью агентству Франс пресс.

Ученые предупреждают, что на сбор и анализ данных, полученных в результате протонных столкновений, уйдет значительное время, поэтому не стоит рассчитывать на скорый результат.

Запустить в Real Player или Windows Media Player

"Основные открытия начнутся только тогда, когда мы сможем собрать данные о миллиардах столкновений и распознать те из них, в результате которых образовались новые частицы или новый вид материи", - сказал в интервью Би-би-си один из руководителей проекта Гвидо Тонелли.

"Это не случится в один день. На это уйдут месяцы и годы кропотливой работы", - добавил он.

Работающая в ЦЕРН Деспиона Хатцифотиаду отметила, что "в этой области физики важно собрать статистические данные".

По ее словам, когда эта цель будет достигнута, "мы сможем понять больше о том, как был создан этот мир".

Удивительный бозон

БАК - один из самых смелых научных проектов современности. В 27-километровом тоннеле, проложенном под франко-швейцарской границей неподалеку от Женевы, в нем ученые разгоняют частицы до скорости света - а затем сталкивают их друг с другом.

Большой адронный коллайдер

На обработку полученных результатов у физиков уйдут месяцы, а возможно, и годы

Предположительно, в результате этих столкновений должны произойти явления, которые раньше ученым наблюдать не доводилось. В частности, физики рассчитывают обнаружить среди осколков частиц так называемый бозон Хиггса - теоретически предсказанную, но до сих пор не найденную элементарную частицу.

Считается, что именно эта частица играет важнейшую роль в структуре Вселенной, и ее открытие и изучение позволит ученым объяснить, почему материя обладает массой - на сегодняшний день убедительного ответа на этот вопрос у физики нет.

Вскоре после открытия коллайдера в 2008 году он вышел из строя и на его починку ушел почти год, однако затем работы на нем возобновились.

Начиная с 19 марта в коллайдере раскручиваются в противоположных направлениях два пучка протонов энергией по 3,5 ТэВ каждый.

Когда пучки стабилизировались, ученые позволили их траекториям пересечься, чтобы произошло столкновение.

"Если вы хотите открыть новые частицы, вам нужно их сначала получить, - говорит профессор Тонелли, - а в данном случае частиц будет предостаточно".

После проведения эксперимента БАК будет закрыт для проведения профилактических работ, после чего ученые попробуют повысить энергию столкновения еще вдвое, до 14 ТэВ.

BBC © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.