Последнее обновление: пятница, 21 мая 2010 г., 20:57 GMT 00:57 MCK

Ученые в США создали первую живую синтетическую клетку

Для проигрывания необходимо включить поддержку Java-скрипта и установить новую версию Flash

Запустить в Real Player или Windows Media Player

Живую клетку удалось синтезировать американским ученым - впервые в мире. Исследователи "построили" генетическую программу бактерии и ввели ее в клетку, исполнившую роль матки.

Получившийся в результате микроб выглядел и вел себя в полном соответствии с тем "диктатом", который осуществлялся через синтезированную ДНК, то есть как бы превратился в микроб другого вида.

Специалисты надеются, что со временем они смогут создавать бактериальные клетки, которые будут вырабатывать медикаменты и топливо и даже, возможно, абсорбировать парниковые газы.

Это событие, отчет о котором публикует журнал Science, называют прорывом в науке, однако скептики говорят, что синтез живых организмов влечет за собой немалый риск.

Нажать Ваше мнение

Генетический код

Работой руководил доктор Крейг Вентер, создатель института генных исследований с отделениями в американских штатах Мэриленд и Калифорния. Раньше он с коллегами уже создавал синтетический геном бактерии и пересаживал геном одной бактерии в другую.

Нажать Схема эксперимента

Даже некоторых ученых беспокоит то, что у нас недостаточно средств для измерения рисков, которые могут представлять собой столь новые организмы, когда они окажутся "на воле"

Сюзан Уоттс,
редактор отдела науки Би-би-си

Теперь же ученые совместили оба метода с целью создания "синтетической клетки" - так они сами называют свое творение, несмотря на то, что действительно синтетическим является не вся клетка, а только ее геном.

Доктор Вентер сравнил эту работу с написанием программного обеспечения для клетки: ученые скопировали геном существующей бактерии, затем расшифровали его, разложили по полочкам все составляющие, а потом при помощи "синтезирующей машины" химическим путем изготовили копию.

"Теперь мы получаем возможность брать нашу синтетическую хромосому и трансплантировать ее в клетку-реципиент, то есть в другой организм, - объясняет доктор Вентер в интервью Би-би-си. - Как только эта новая программа внедряется в клетку, клетка ее считывает и превращается в тот вид, который прописан в этом генетическом коде".

Новая бактерия воспроизвела себя более миллиарда раз; в результате появились ее копии, содержащие синтетическую ДНК и подконтрольные ей.

"Впервые синтетическая ДНК взяла на себя полный контроль над клеткой", - говорит доктор Вентер.

Нажать Письма со всего мираНажать

Новая промышленная революция?

Он и его коллеги надеются со временем научиться проектировать и строить новые бактерии, которые будут выполнять полезные для человека функции.

[Эти технологии] позволят нам оторваться от нефтяной соски и хотя бы частично сократить урон окружающей среде

Крейг Вентер, автор исследования

"Я думаю, потенциально это новая промышленная революция, - говорит ученый. - Если мы сумеем заставить клетки производить то, что нам нужно, они позволят нам оторваться от нефтяной соски и хотя бы частично сократить урон окружающей среде, улавливая углекислоту".

Доктор Вентер и его сотрудники уже работают в союзе с фармакологическими и топливными компаниями над созданием хромосом для бактерий, которые смогут производить топливо и вакцины.

Скептики, однако, предупреждают: не стоит преувеличивать потенциальные выгоды синтеза организмов.

Так, доктор Хелен Уоллес из британской организации Genewatch UK, наблюдающей за исследованиями в области генетики, заявила в интервью Би-би-си, что синтетические бактерии могут быть опасными.

"Если выпустить новые организмы в окружающую среду, вреда может выйти больше, чем пользы, - говорит она. - Выпуская их в зоны загрязнений - с целью очистки, - вы, по сути, создаете загрязнение иного рода. Мы не знаем, как такие организмы поведут себя на свободе".

Червивый фрукт?

При этом доктор Уоллес обвиняет доктора Вентера в том, что он пытается замолчать вероятные проблемы. "Он не бог, - объясняет она. - Он вообще-то вполне себе человек, он пытается добиться того, чтобы в его технологию инвестировали средства, и избежать возможных ограничений на ее использование".

На это доктор Вентер отвечает, что он сам "инициирует дискуссии" о регулировании этой относительно новой научной сферы и об этических нормах его деятельности.

В будущем [эти технологии] могут использоваться для создания самого мощного биооружия

Профессор Джулиан Савулеску

"В 2003 году, когда мы произвели первый синтетический вирус, он стал объектом пристального рассмотрения в смысле этичности его использования и прошел все ступени, вплоть до Белого дома, - напоминает ученый. - Кроме того, наши работы тщательно проверялись, в том числе и в Национальной академии наук [США], а итоги проверок вылились в детальный отчет по этой новой области. Мы считаем эти проблемы очень важными и призываем к продолжению дискуссий, в которых намерены участвовать".

Доктор Гос Миклем, генетик из Кембриджского университета в Великобритании, называет достижение американских коллег "безусловной вехой". Однако, добавляет он, "уже имеется большое количество простых, недорогих, эффективных и зрелых методов генетической инженерии целого ряда организмов. Таким образом, на сегодняшний день этот подход вряд ли вытеснит существующие методики генной инженерии".

Что касается этических дискуссий вокруг синтетической, или искусственной, жизни, то они будут продолжаться.

Профессор Джулиан Савулеску из Центра практической этики при Оксфордском университете отмечает: эта область науки находится "в отдаленном будущем, но она реальна и важна".

"Но и риски тоже беспрецедентны, - продолжает эксперт. - Нужны новые стандарты оценки рисков такого рода радикальных исследований и защиты от нецелевого их использования в военных или террористических целях. В будущем они могут использоваться для создания самого мощного биооружия, какое только можно себе представить. Задача состоит в том, чтобы съесть фрукт, но не червя".

Синтез живой клетки: как это было

• Схема эксперимента
    Ученые расшифровали код хромосомы клетки бактерии, "прочитав" каждую букву генетического кода при помощи компьютера
  • Схема эксперимента
    Ученые скопировали этот код и воссоздали новую синтетическую хромосому, сложив вместе участки ДНК
  • Схема эксперимента
    Затем хромосому вложили в бактериальную клетку, которая стала делиться. Синтетическую бактерию можно использовать для создания новых видов топлива и лекарств

Нажать Вернуться в статью

BBC © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.