Растения Чернобыля умеют справляться с радиацией

• 21 сентября 2010
Лес около Чернобыля
Image caption Несмотря на радиацию, в зоне отчуждения немало растений и животных

Ученые обнаружили механизмы, которые позволяют растениям справляться с радиоактивным загрязнением в закрытой зоне вокруг Чернобыльской атомной электростанции.

Исследовательская группа, которая опубликовала результаты своей работы в журнале Environmental Science and Technology, изучала поведение соевых бобов и льна.

В 2007 году ученые посеяли эти растения на крайне загрязненном участке около Припяти – городка работников ЧАЭС, опустевшего после аварии. Одновременно с этим исследователи положили в землю семена сои и льна на поле, очищенном от радиоактивного загрязнения.

Оказалось, что растения за достаточно короткий срок сумели приспособиться к условиям высокого радиационного фона.

"Просто невероятно, насколько быстро сумела адаптироваться эта экосистема", - сказал Би-би-си один из членов исследовательской группы Мартин Хайдух.

После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году многие эксперты предполагали, что загрязненная зона вокруг станции в течение многих лет будет оставаться "выжженной землей", на которой не выживают ни животные, ни растения.

Древние механизмы

Однако в 30-километровой зоне отчуждения, которая включает в себя города Припять и Чернобыль, стала бурно развиваться растительность, там также немало диких животных.

Эксперты предполагают, что растениям было довольно просто "освоиться" в новых радиоактивных условиях, поскольку миллионы лет назад жизнь на Земле уже была вынуждена бороться с высокими дозами радиации. И события на ЧАЭС могли вызвать к жизни эти древние механизмы.

"Вероятно, в растениях уже есть некие алгоритмы. На Земле всегда присутствовала радиация – с первых же этапов формирования нашей планеты, - отмечает Хайдух. – В те времена уровень радиации на земной поверхности был намного выше, чем сейчас. Судя по всему, растения столкнулись с радиацией, когда жизнь на Земле только зарождалась, и в силу этого выработали нынешний механизм".