Последнее обновление: пятница, 19 ноября 2010 г., 00:03 GMT 03:03 MCK

Ученые открыли планету из другой галактики

Для проигрывания необходимо включить поддержку Java-скрипта и установить новую версию Flash

Запустить в Real Player или Windows Media Player

Астрономы впервые смогли обнаружить планету, образовавшуюся за пределами нашей галактики.

Планета, похожая на Юпитер, вращается вокруг звезды, когда-то входившей в состав карликовой галактики, которую позже поглотила наша галактика Млечный Путь, пишет группа ученых в журнале Science.

Звездная система, пережившая этот процесс, расположена в 2000 световых лет от Земли, в созвездии Печь в Южном полушарии, и была открыта с помощью телескопа в Чили.

Звезда, обозначаемая как HIP 13044, приближается к концу своего жизненного цикла.

Планеты встречаются часто

Ранее астрономы различными способами выявили около 500 похожих на Землю планет за пределами Солнечной системы – так называемых "экзопланет".

Однако все известные до сих пор планеты зарождались в пределах Млечного Пути. А теперь удалось разглядеть небесное тело, которое расположено на орбите одной из звезд "потока Хелми". Об этой группе звезд известно то, что в прошлом они образовывали отдельную небольшую галактику. 6-9 млрд лет назад наша галактика ее поглотила.

Есть все основания полагать, что планеты действительно часто встречаются по всей вселенной - не только в нашей галактике Млечный путь, но и тысячах миллионов других галактик. Однако твердые доказательства этого у нас появились впервые.

Роберт Мэсси, Королевское астрономическое общество Великобритании

Новооткрытая планета крупная, весит как минимум в 1,25 раза больше Юпитера. Она обращается на небольшом расстоянии от своей звезды – период обращения составляет всего 16,2 дня.

Такая планета могла образоваться только в начале цикла существования звездной системы, то есть до того, как система стала частью нашей галактики, говорят ученые.

"Впервые астрономы зафиксировали планетарную систему в звездном потоке внегалактического происхождения. Это космическое слияние сделало внегалактическую планету досягаемой для нас", - сказал участник исследования Райнер Клемент из Института астрономии имени Макса Планка в Гейдельберге (Германия).

Доктор Роберт Мэсси из Королевского астрономического общества Великобритании так объяснил научную ценность открытия: "Есть все основания полагать, что планеты действительно часто встречаются по всей Вселенной - не только в нашей галактике Млечный Путь, но и в тысячах миллионов других галактик. Однако твердые доказательства этого у нас появились впервые".

Умирающая звезда

На примере звездной системы HIP 13044 также можно наблюдать, что в отдаленном будущем ожидает и нашу Солнечную систему.

Телескоп Европейской южной обсерватории

Планету открыли в Европейской южной обсерватории, она расположена в Чили

Звезда HIP 13044 исчерпала запас водорода в своем ядре, затем сильно расширилась, превратившись в "красный гигант". При этом могли быть уничтожены небольшие твердые планеты, вращавшиеся на небольшом расстоянии от нее. После этого звезда снова сжалась.

Открытая учеными планета, очевидно, уцелела, благодаря тому, что была больше и находилась дальше от своего солнца.

"Это открытие особенно интригует, если учесть […], что наше Солнце тоже, как ожидается, примерно через 5 млрд лет станет красным гигантом", - заметил руководитель исследовательской группы, доктор Джони Сетиаван, также работающий в Институте астрономии имени Макса Планка.

Открыли новую планету методом "радиальной скорости" – астрономы фиксировали небольшие колебания на звезде, вызванные притяжением планеты.

Колебания наблюдали с помощью телескопа Ла Сийя Европейской южной обсерватории в Чили.

BBC © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.