Британские ученые спорят о контактах с внеземным разумом

• 11 января 2011
Поиски внеземной жизни
Image caption Поиски внеземной жизни не прекращаются уже 50 лет, несмотря на молчание в радиодиапазоне

Старейший научный журнал мира - издание британской Академии наук Philosophical Transactions - целиком посвятил свой последний номер обсуждению различных аспектов возможного контакта с внеземной цивилизацией.

Но насколько актуальна сейчас эта тема и для науки и для обычных людей?

Британское общество всегда живо интересовалось вопросом о существование внеземного разума. Достаточно вспомнить литературу - первая книга принадлежит Герберту Уэллсу - это "Война миров" - глубоко оптимистическое произведение. Но есть и куда более серьезный научный интерес, как рассказывает доктор Саймон Конвей-Моррис, специалист по проблемам эволюции из Кембриджского университета.

"Знаменитый британский радиоастроном Френсис Дрейк еще в начале 1960-х годов предложил формулу, по которой он предлагал высчитывать вероятность существования развитых цивилизаций в нашей галактике, - говорит Конвей-Моррис. - Параметры этой формулы включали число звезд с планетами земного типа, вероятность возникновения на них разумной жизни, шансы на появления техногенных цивилизаций вроде нашей, шансы на выживание такой цивилизации".

"Эти параметры не раз пересматривались в минувшие годы на основе новейших достижений астрономии, и теперь ученые говорят, что число таких цивилизаций в нашей галактике может составить от 10 до 100", - продолжает ученый.

Чрезмерный оптимизм не нужен

Но ведь раньше многие считали, например, известный советский астрофизик Иосиф Шкловский в своей книге "Вселенная, жизнь, разум", что таких цивилизаций должны быть миллионы, что мы буквально окружены океаном внеземного разума.

Image caption Радиотелескопы мира участвуют в программе SETI - поиска внеземных цивилизаций

С тех пор многое изменилось. Мы теперь понимаем, как трудно возникнуть органической жизни, как трудно ей выжить в довольно враждебной для нее Вселенной, и какие опасности подстерегают разум на пути его эволюции.

И тут особенно важны результаты поиска экзопланет - то есть планет, которые образуются вокруг звезд. Их к настоящему моменту обнаружено более пятисот, но ни одна из них не является планетой безусловно земного типа. С другой стороны, астрономы сейчас считают, что планетных систем в нашей галактики - сотни миллиардов.

"Даже на нашей планете разумная жизнь возникала несколько раз, и появлялись существа, владевшие орудиями. Я считаю, что как только разумная жизнь достигает уровня техногенной цивилизации, она должна очень быстро распространиться по окружающему ее галактическому пространству, образовав галактическую диаспору. Однако пока на данный момент мы может констатировать, что никаких признаков такой диаспоры мы не наблюдаем, и что мы находимся в блистательном одиночестве", - говорит доктор Саймон Конвей-Моррис.

Галактическое одиночество

Эта проблема одиночества является не только космологической, но и философской. Именно она занимает центральное место в философской дискуссии, развернувшейся на страницах британского журнала. Что делать человечеству, если оно получит наконец безусловный ответ на этот вопрос - либо положительный, либо отрицательный?

По словам участника дискуссии - сотрудника Школы астрофизики и астрономии при университете Сент-Эндрюс в Шотландии Мартина Доминика - от ответа на этот вопрос будет зависеть мироощущение человека.

"Если мы обнаружим, что не являемся наиболее разумными существами во Вселенной, нам придется коренным образом изменить нашу самооценку - ведь наше существование в виде цивилизации основано на ощущении нашей уникальности и первичности, - говорит доктор Доминик. - Если же, наоборот, выяснится, что мы одиноки во Вселенной, это неминуемо приведет к осознанию невероятной ценности и нашей планеты, и нашей цивилизации. И то и другое означает, что человечество ожидает философская революция, что от него потребуются огромные усилия по переосмыслению своей роли".

По признанию астрономов, мы находимся накануне обнаружения первой экзопланеты, напоминающей по своим параметрам Землю и находящейся в зоне, которая благоприятствует возникновению там органической жизни.

Охота за этим призом идет уже вовсю среди сотен астрономов. И чуткие уши современных радиотелескопов продолжают слушать и анализировать радиосигналы, поступающие со звезд.