Последний запуск челнока "Эндевор" отложен из-за сбоя

• 29 апреля 2011
Шаттл на старте Правообладатель иллюстрации AFP
Image caption За стартом должны были наблюдать Габриэль Гиффордс и президент Обама

Пуск американского космического корабля многоразового использования "Эндевор", который должен доставить на борт Международной космической станции оборудование стоимостью 2 млрд долларов, отложен как минимум на трое суток из-за технических неполадок.

Старт "Эндевора" с экипажем из шести человек был назначен на 19:47 GMT в пятницу, однако теперь он может отправиться в космос с космодрома имени Кеннеди во Флориде не ранее, чем в воскресенье.

Судя по информации из штаб-квартиры НАСА, перебои возникли в трех вспомогательных силовых установках после того, как отказал узел, препятствующий замораживанию топливопровода.

"Не взлетим, пока не готовы"

Специалисты, работающие на челноке, предполагают, что проблема кроется в электрических переключателях, в которых, судя по всему, произошло замыкание, но чтобы ознакомиться с неисправностью более детально, механикам придется поработать на борту челнока.

"Как говорят в нашей профессии, "не взлетим, пока не будем готовы"", - заявил руководитель полета Майк Лейнбах.

После двухнедельной экспедиции, в ходе которой планируется провести ряд экспериментов в области физики элементарных частиц, "челнок" отправится в лос-анджелесский музей.

После этого в строю останется только челнок "Атлантис", который совершит свой последний полет в предстоящие несколько месяцев.

Американское космическое агентство выводит корабли многоразового использования из эксплуатации, а уже в этом десятилетии их заменят космические аппараты, которые построит коммерческий сектор.

Челнок с пробегом

Сообщается, что командовать экипажем "Эндевора" будет Марк Келли. Его супруга, член конгресса США от штата Аризона Габриэль Гиффордс, которая по-прежнему проходит лечение после огнестрельного ранения в голову, прибыла к месту запуска. В числе зрителей будет и президент Барак Обама.

Правообладатель иллюстрации AMS02
Image caption МАС - плод сотрудничества ученых 16 стран

"Эндевор" был построен на замену кораблю "Челленджер", который в 1986 году взорвался при взлете.

Последний полет станет для челнока 25-м. Его космический "пробег" составляет 166 млн км – это чуть больше расстояния от Земли до Солнца.

"На "Эндеворе" мы пролетим еще 5-6 млн миль (8-10 млн км)", – заявил капитан военно-морской авиации Марк Келли.

В послужном списке корабля – первая американская доставка строительных материалов на МКС, а также первый полет для обслуживания космического телескопа "Хаббл". Тогда "Эндевор" доставил на орбиту оборудование, позволившее исправить дефект в "зрении" телескопа, после чего ученые смогли получать с него поразительные снимки дальнего космоса.

НАСА надеется, что нынешний полет корабля принесет столь же впечатляющие научные результаты.

Странная материя

Магнитный альфа-спектрометр (МАС) готовился к запуску в космос в течение 17 лет усилиями ученых из 16 стран.

МАС будет расположен на верхней части МКС и будет использован для комплексного изучения космических лучей – частиц сверхвысокой энергии, которые бомбардируют Землю из всех уголков Вселенной.

Спектрометр также будет использоваться для поиска "экзотических" явлений – антивещества, темной материи и странной материи. Это может пролить свет на то, как возник космос и почему он принял свою нынешнюю форму.

"Все наше понимание космоса основано на измерении световых лучей, – говорит профессор Сэм Тинг, ведущий исследователь МАС. – Заряженные частицы до сих пор не изучались систематически в течение длительных периодов времени. Зонды и маленькие спутники дают нам лишь намек на представление о том, что там происходит".

"Сейчас мы впервые размещаем в космосе точный прибор для изучения "другой половины". Мы не знаем, что мы там увидим, поскольку с этим точным прибором мы входим в совершенно новую область", – говорит исследователь.

Эти наблюдения также помогут гораздо точнее оценить существующие радиационные опасности в космосе. Полученная информация станет неоценимой для грядущих в предстоящие десятилетия полетах к астероидам, на Луну, Марс и далее в космос.

Последний полет "Эндевора" является вехой и для Европейского космического агентства: итальянец Роберто Виттори – единственный и последний неамериканец на борту челнока (на "Атлантисе" будет целиком американский экипаж из четырех человек).

Можно сделать что-то и получше

Правообладатель иллюстрации BBC World Service
Image caption До полета "Энедовора" у телескопа "Хаббл" были проблемы с фокусировкой

Европейское космическое агентство не располагает собственной системой космического транспорта. Виттори станет лишь 24-м европейским космонавтом.

У европейских астронавтов теперь будет гораздо меньше шансов побывать на орбите, пока в строй не войдет новое поколение американских космических кораблей.

НАСА рассчитывает, что эти "космические такси" снизят стоимость полетов на околоземных орбитах.

"Космический челнок – чрезвычайно дорогостоящий аппарат, и не очень безопасный. Именно поэтому мы переходим на новые корабли", – заметил Майкл Фоул, один из наиболее опытных американских астронавтов.

"Мы еще не знаем, какими будут эти новые корабли, но мы должны идти дальше. Потому что в конечном итоге за такие деньги – и с такой степенью риска – можно сделать что-то и получше. Многие так считают, и я разделяю это мнение", – заявил Фоул в интервью Би-би-си.

По недавней оценке, приведенной в журнале Nature, вся программа космических челноков за 40 лет обошлась Соединенным Штатам почти в 200 млрд долларов.