Европейских мышей уже не берут никакие яды

• 10 августа 2011
Мышь
Image caption Ученые утверждают, что мыши меняются под воздействием стресса из-за того, что их травят

Некоторые виды мышей, встречающиеся в Германии и Испании, стали невосприимчивы к самым сильным химическим веществам, которые применяются в борьбе с грызунами, утверждают ученые.

Животные быстро приобрели такую способность, скрестившись с алжирским видом мышей, с которыми они не смешивались более миллиона лет.

По словам исследователей, подобный вид передачи генов от одного вида к другому при нормальных условиях встречается у растений и бактерий, но весьма необычен среди животных.

В заметке, опубликованной изданием Current Biology, говорится, что это свойство может сделать мышей невосприимчивыми почти ко всем химикатам, которыми их травят.

Одним из средств борьбы с грызунами является препарат варфарин (Warfarin). Он широко используется в медицине в качестве антикоагулянта для профилактики образования тромбов. Его действие основано на подавлении протеина VKORC1, который содействует созданию витамина К, играющего важную роль в образовании тромбов.

Слишком большие дозы варфарина вызывают сильное кровотечение и именно поэтому в 1950-х годах его стали использовать в пестицидах для борьбы с мышами и крысами.

Однако постепенно они начали вырабатывать иммунитет против варфарина, и во многих районах мира сейчас встречаются грызуны, на которых он уже не действует.

Ученые утверждают, что германские и испанские мыши нашли противоядие против этой угрозы, скрещиваясь с алжирскими мышами, которые принадлежат к совершенно иному виду.

Генетический обмен

Нынешнее исследование было выполнено под руководством профессора Майкла Кона из университета Райса в Хьюстоне в штате Техас.

"Наша работа уникальна, поскольку мы изучали скрещивание двух видов мышей, которые не были в контакте друг с другом 1,5-3 млн лет", - сказал профессор Кон.

"Большая часть потомства первого поколения ... стерильна. Однако для перехода генов от одного вида к другому есть небольшое окошко – на самом деле есть небольшое число самок, которые потомство дают, так что возможность для перехода генов действительно есть", - добавил он.

Благодаря этим плодовитым самкам, большая часть мышей в Испании и все более увеличивающее число их в Германии за относительно короткое время приобрели невосприимчивость к большинству использующихся против них ядов. При этом ученые пока точно не могут объяснить, когда именно произошел первый переход генов от одного вида мышей к другому.

И хотя внешне они практически ничем не отличаются от обычных мышей, в их генетическом коде уже заложен иммунитет против самых сильных химических веществ, которые применяются в арсенале средств борьбы с грызунами.

"Между этими двумя видами мышей существует много генетических барьеров, и поэтому особенно интересно наблюдать, как они скрещиваются и передают друг другу генетический материал", - сказал профессор Кон.

Как указывают ученые, эти два вида мышей встретились друг с другом, благодаря тому, что люди стали больше путешествовать по миру, а также вследствие прироста населения. Кроме того, своими попытками бороться с грызунами с помощью отравы люди сами поставили их в условия эволюционного стресса.

Исследователи опасаются, что эти факторы обеспечат необходимые и достаточные условия для скрещивания разных видов крыс, в это, в свою очередь, приведет к тому, что их популяции будет очень сложно контролировать.

На очереди - суперкрысы

"В юго-восточной Азии существуют 64 вида крыс и многие из них проживают в одних и тех же районах. В Южной Африке обнаружили новый вид мышей, родом из юго-восточной Азии, которые живут там бок о бок с другими двумя видами, - пояснил профессор Кон. – Я предвижу, что многие из этих видов крыс распространятся по всему миру. Потенциально они уже могли распространиться, просто ученые еще не обнаружили этого. Так что вероятность скрещивания между этими близкими видами грызунов и передача генного материала гораздо выше, чем в прошлом".

Профессор Кон полагает, что здесь задействован процесс так называемого горизонтального переноса генов.

"Нас обвиняли в том, что мы допустили упрощение, классифицировав этот процесс как горизонтальный перенос генов. Я думаю, что мы правы, но наблюдаемый нами процесс еще более уникальный, поскольку он должен, как минимум, преодолеть препятствие в виде бесплодия первого поколения потомства", - пояснил профессор Кон.

Не все ученые согласны с этим мнением. Джули Данниг Хотопп из Института генома при университете Мэриленда считает, что в случае мышей речь о горизонтальном переносе генов не идет.

"Я бы назвал этот процесс просто обменом генов. На мой взгляд, во многих отношениях в этом ничего удивительного нет: каждый раз, когда мыши оказываются в состоянии стресса, например, когда против них используются пестициды, есть вероятность появления новых изменений, а люди все больше борются с грызунами - пояснил он. – Кроме того, ученым сейчас стало легче наблюдать происходящие изменения, благодаря тому, что они научились расшифровывать геномы".

В Великобритании супермыши еще не появились. Профессор Кон считает это немного странным, поскольку именно здесь в 1960-х годах ученые обнаружили признаки невосприимчивости к пестицидам среди крыс и мышей.

"Таких мышей в Британии еще нет и это показывает, что это явление - довольно новое. Но они могут появиться здесь уже в ближайшее время", - добавил он.