Корабль "Фобос-Грунт" не вышел на нужную траекторию

• 9 ноября 2011

Неудача на пути на Марс

Media playback is unsupported on your device

Российский космический корабль "Фобос-Грунт" не вышел на траекторию полета к спутнику Марса Фобосу из-за неполадок двигателей, сообщил журналистам глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

По словам Поповкина, после отделения межпланетной станции от ракеты-носителя "Зенит-2SB" должно было произойти два включения маршевой двигательной установки, но этого не случилось.

Из-за этого станция не вышла на расчетную орбиту, и центр управления долгое время даже не мог ее обнаружить.

"Мы будем перезакладывать программу космического аппарата. Орбита, на которой находится аппарат - опорная, никакие баки не сброшены, топливо не было потрачено", - сказал Поповкин.

На перезагрузку программы, по его словам, у специалистов есть трое суток.

Эта тема обсуждается на форуме bbcrussian.com

"Фобос-Грунт" стартовал с космодрома Байконур во вторник. Целью экспедиции является сбор образцов грунта с поверхности Фобоса и доставка их на Землю.

Планировалось, что миссия корабля продлится почти три года и завершится в августе 2014 года. Общая стоимость проекта, по неофициальной информации, составляет около 5 млрд рублей.

Нештатная ситуация могла произойти из-за сбоя программного обеспечения или из-за поломки датчиков или приборов непосредственно на борту аппарата, сообщил РИА Новости источник на космодроме Байконур.

По его словам, есть и вторая версия, но с гораздо худшими последствиями.

"Вторая версия - это ошибка или поломка "железа" непосредственно на борту космического аппарата. Например, могли выйти из строя какие-то датчики или приборы. В этом случае ситуация будет более плачевная, поскольку с Земли это уже никак не исправить, и полет, возможно, уже не будет продолжен", - отметил источник.

"У нас была тяжелая ночь, мы долго не могли обнаружить космический аппарат, сейчас нашли его координаты. Выяснилось, что двигательная установка не сработала. Не было ни первого, ни второго включения", - сказал ранее глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

По его словам, вполне возможно, что космический аппарат "не смог переориентироваться с Солнца на звезды".

То, что эта миссия - крайне сложная и рискованная, глава Роскосмоса предупреждал еще до старта.

"Мы понимаем, что это риск. Но мы понимаем и другое - если его в этом году не запустим, то в 2013 году этот аппарат уже бесполезно запускать. Если мы начнем делать новый, то уйдем в 2016 год и далее", - цитировал слова Поповкина Интерфакс.

Россия не раз откладывала эту экспедицию. Сначала старт "Фобос грунта" планировался в 2004 году, затем, после пересмотра и замены разгонного блока его назначили на 2009-й, а потом отложили на 2011 год.

Все это связано с тем, что специалисты старались провести как можно больше испытаний аппарата чтобы убедиться, что все системы сработают нормально.

"Это первая национальная планетная миссия России за последние 15 лет, причем предыдущая [Марс-96] была неудачной. а если отсчитывать от последней удачной миссии, то уже больше 20 лет прошло с реализации проекта "Фобос", который, хоть и тоже закончился неудачей, но значительная часть его была реализована", - рассказал Би-би-си в день перед стартом старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр Родин.

Предыдущая попытка была предпринята в ноябре 1996 года, когда был запущен аппарат "Марс-96". Но тогда из-за сбоя разгонного блока станция не вышла на нужную орбиту и упала в океан.

До этого Советский Союз и Россия запускали миссии к Марсу и Фобосу 16 раз, 11 из них окончились неудачей, четыре были признаны успешными.

Еще одна - экспедиция "Фобос-2" - была признана частично успешной.

Аппарат смог достичь спутника Марса, передать на Землю несколько фотографий, а затем связь с ним прервалась.

Эксперты о неудаче "Фобос-Грунта"

Российские эксперты прокомментировали Русской службе Би-би-си неудачный запуск корабля.

Александр Родин, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН:

Дело в том, что очень невелик приоритет долгосрочных планов по сравнению с коммерческими запусками.

Научные результаты у наших исследователей Марса есть, среди прочих, обнаружение воды в верхнем слое грунта планеты, это открытия мирового уровня, но главная проблема нашей космической программы - давнее отсутствие национальной миссии, чем и должен бы стать нынешний запуск.

Будем надеяться, неполадки устранят в кратчайшие сроки.

Михаил Прохоров, доктор физико-математических наук, Астрономический институт им. Штернберга

Программную поломку необходимо устранить за 3 дня, пока действуют аккумуляторы, в случае технической внутренней неисправности ничего сделать нельзя.

Неудачи национальных миссий при запуске на Марс обусловлены большим перерывом в развитии космонавтики и слишком большим количеством лиц пенсионного возраста на космических предприятиях, а также недостатком опыта у приходящей туда молодёжи, тем не менее, успешные запуски на орбиту в этом году имеются: "Электро-Л" (метеоспутник – прим. ред.) и спутник "Радиоастрон", оба изготовлены НПО имени Лавочкина.

Перед вылетом объекта всегда определяется коридор – положение цели полёта по отношению к Земле, в данном случае – к Марсу, именно исходя из этого выбрали дату, чтобы далее аппарат мог двигаться с выключенными двигателями по баллистической траектории и преодолеть расстояние максимально быстро.

В случае успешного запуска место высадки определится только на месте, с учетом данных с Земли.

Должен сказать, однако, что советская марсианская программа считалась самой неудачной среди всех космических начинаний страны, тем не менее, она внесла свой вклад в изучение планеты и получение картографических сведений о ней.

Вадим Лукашевич, независимый эксперт космического кластера "Сколково", соавтор книги "Космические Крылья", постоянно находящейся на борту МКС:

Надо сказать, еще вчера я предчувствовал неудачу в запуске, но до последнего надеялся на чудо.

Проблема наших космических проектов в отсутствии опыта работы с межпланетными станциями "в одиночку", без участия других стран и малом финансировании, притом, что желание очень велико.

Русским и советским ученым хронически не везло с Марсом, несмотря даже на лидерство в других областях космонавтики, почему – неясно, мистика какая-то.

Действительно большого успеха на этой планете достигли американские программы "Маринер" и "Викинг", а марсоход, работающий там семь лет, впору считать техническим чудом.

При всем этом Марс – самое перспективное небесное тело для человеческого освоения и заселения в отдаленной перспективе.