Получена первая карта облаков на экзопланете

• 2 октября 2013
Сравнение экзопланеты Kepler-7b и Юпитера
Image caption Экзопланета Kepler-7b намного превышает размерами Юпитер

Астрономы создали первую карту облачности на планете, расположенной за пределами Солнечной системы.

Речь идет о планете Kepler-7b, газовом гиганте типа Юпитера, которая расположена от нас на расстоянии примерно тысячи световых лет.

Эта планета была обнаружена несколько лет назад орбитальной обсерваторией Kepler, а затем наблюдение за ней вели при помощи американского космического телескопа Spitzer.

Она обращается на сравнительно небольшом расстоянии вокруг своего солнца. Полученные результаты наблюдений свидетельствуют, что планета обладает густой облачностью в западном полушарии, а вот в восточном полушарии облаков нет.

Статья об этом опубликована в научном журнале Astrophysical Journal Letters.

"Наблюдая планету с помощью телескопов Kepler и Spitzer на протяжении более трех лет, мы смогли получить очень грубую "карту" этого газового гиганта в очень низком разрешении", - говорит соавтор статью Брайс-Оливье Демори из Массачусетского технологического института в Кембридже.

"На планетах такого типа не приходится ожидать наличия океанов или континентов, однако нам удалось зафиксировать четкую область, отражающую солнечные лучи, что мы истолковали как облачный покров", - рассказал астрофизик.

Ранее астрономы уже научились получать представление о распределении температур на поверхности экзопланет; в данном случае им впервые удалось взглянуть на распределение облачной массы над такой планетой.

Экзопланета Kepler-7b представляет собой довольно редкий экземпляр: по размерам она больше Юпитера, а по массе - значительно меньше. Ее удельная плотность чрезвычайна мала - примерно как плотность пенопласта.

Устойчивый климат

Наблюдения телескопа Kepler в видимой части спектра показали, что изучаемая планета неоднородна; более того, в западном полушарии планеты было зафиксировано яркое отражение звезды от поверхности. Однако этих данных было недостаточно для того, чтобы понять природу отражения: является ли его источником облачный покров или какой-то источник тепла на поверхности планеты.

Тогда астрофизики обратились к данным, полученным орбитальным телескопом Spitzer. Эти данные подтвердили, что свет звезды, вокруг которой обращается планета, отражается от верхнего слоя облаков в западном полушарии.

"Экзопланета Kepler-7b отражает гораздо больше света, чем большая часть найденными нами экзопланет, и мы объясняем этот факт наличием облаков в верхних слоях атмосферы", - говорит Томас Барклай, член группы специалистов НАСА, которая работает с телескопом Kepler.

"В отличие от Земли, распределение облачного покрова не слишком меняется со временем, что указывает на удивительно устойчивый климат", - продолжает ученый.

НАСА заявила, что полученные результаты являются первым шагом к применению подобных методов исследования к экзопланетам земного типа, которых в нашей Галактике должно быть несколько миллиардов.

Пол Хертц, директор отдела астрофизики НАСА в Вашингтоне, считает, что астрономы теперь могут не просто находить экзопланеты, но и получать данные об их природе.

Орбитальная обсерватория Kepler в настоящее время завершила работу, так как гироскопы его инерционных стабилизаторов выработали свой ресурс и система ориентации перестала работать.

Однако астрономы продолжают изучать полученные ранее данные с борта этой обсерватории; она обнаружила более 150 подтвержденных экзопланет и тысячи возможных претендентов.