Ученые призывают Китай прекратить опыты над эмбрионами

• 24 апреля 2015
Эмбрионы Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Слухи об опытах над эмбрионами ходили в научных кругах уже несколько месяцев

Международная группа ученых призвала к прекращению эксперимента китайских исследователей, которые предприняли первые шаги к созданию генетически модифицированных эмбрионов человека.

Ученые из университета Гуанчжоу использовали технику модифицирования генов, чтобы удалить ген, связанный со смертельно опасным заболеванием крови, бета-талассимией, и заменить его здоровой копией.

Предположительно, это первый эксперимент по модифицированию генов в человеческом эмбрионе.

Метод с использованием ферментного комплекса CRISPR-Cas9 позволяет удалять гены и добавлять другие в ДНК в ядре клеток - в результате ДНК будет навсегда изменена, и, вероятно, в таком виде унаследована потомками.

Исследование, опубликованное в середине апреля в небольшом онлайн-журнале Protein and Cell, сначала осталось практически незамеченным.

По данным СМИ, большинство престижных журналов, включая Science и Nature, отвергли публикацию, в том числе из-за неэтичности исследования.

Подобные научные эксперименты запрещены в Европе.

"Пока преждевременно"

Исследование было произведено на поврежденных эмбрионах, которые не могли бы развиться в полноценного человека.

Ученые ввели 86 эмбрионам ферментный комплекс CRISPR-Cas986 и оставили их на 48 часов - достаточный срок, чтобы дефектный ген был удален и начали действовать замещающие его молекулы.

Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Ученые призывают пока продолжать опыты по замене генов на мышах

В итоге 71 эмбрион выжил, из них 54 удалось протестировать.

Ученые выяснили, что только в 28 эмбрионах замещающий комплекс успешно связался с молекулой ДНК в нужном участке. При этом лишь в малой доле эмбрионов произошло успешное замещение генетического материала.

"Если вы хотите сделать это с нормальными эмбрионами, вам нужен процент успеха, близкий к 100", - рассказал автор публикации.

"Поэтому мы остановились. Мы все еще думаем, это пока преждевременно".

Множество мутаций

Еще более тревожным результатом оказалось неожиданно большое количество нежелательных мутаций, которые возникли в процессе - гораздо большее, чем в предыдущих опытах по модифицированию генов на мышах и клетках взрослых людей.

Эти мутации могут не только повредить организму, но и оказать непредсказуемое воздействие на будущие поколения.

В этом и состоит главная причина опасений в научных кругах, которые были высказаны еще в начале года, когда об исследовании китайских ученых только ходили слухи.

"Проводить подобное исследование сейчас недопустимо. Мы призываем к добровольному мораторию на этот вид исследований по всему миру, чтобы позволить провести прозрачные правовые и политические дискуссии и продолжить общественное обсуждение науки, безопасности и этики изменения человеческих эмбрионов", - говорится в заявлении Союза регенеративной медицины, куда входит более 200 исследовательских институтов, частных компаний и правозащитных групп.

"Давайте остановим работу над эмбрионами - это очень ограниченный аспект генной инженерии - пока мы не получим возможности обсудить это", - заявил агентству Франс Пресс Эдвард Ланфьер, глава компании Sangamo BioSciences.

По данным портала Nature News, по меньшей мере еще одна группа китайских ученых сейчас занимается подобными исследованиями.