Falcon 9: не просто очередная авария космической ракеты

• 29 июня 2015
Falcon 9 Правообладатель иллюстрации AFP
Image caption Старт ракеты Falcon 9: через две минуты она буквально рассыплется в воздухе после взрыва

Последствия аварии американской ракеты-носителя Falcon 9 могут сказаться на судьбе частной компании SpaceX и на будущем пилотируемых полетов НАСА, считают эксперты.

Ракета, построенная SpaceX, взорвалась в воздухе через две минуты 19 секунд после старта с космодрома на мысе Канаверал во Флориде.

Как говорится на сайте агентства, говорить о причинах аварии пока рано, но, судя по видеосъемкам полета ракеты, неполадка возникла где-то между первой и второй ступенями.

Позднее глава компании SpaceX Илон Маск сказал, что скорее всего причина - в топливном баке второй ступени.

Это уже второй аварийный пуск, который осуществила частная компания. В октябре 2014 года на старте взорвалась ракета Antares компании Orbital.

По словам западных экспертов, авария Falcon поднимет вопрос о надежности разработок частных фирм, особенно с учетом того, что SpaceX претендует на осуществление пилотируемых полетов.

Авария имеет серьёзное значение и по другой причине: это уже вторая подряд нештатная ситуация с потерей корабля, который осуществлял снабжение Международной космической станции. 28 апреля был потерян российский "Прогресс-М27М".

В 2015 году это первая авария с американской ракетой-носителем. Всего за полгода в мире произошло два неудачных запуска - 16 мая авария произошла с ракетой-носителем "Протон-М".

Пилотируемые полеты

Как пообещал Чарльз Болден, НАСА постарается выяснить причину аварии, устранить её и как можно скорее вернуться к запускам ракет этого типа.

Правообладатель иллюстрации Reuters
Image caption Предположительно, неполадка возникла где-то между первой и второй ступенями

Дело в том, что SpaceX является одной из двух частных компаний, которые борются за право строить новые космические корабли для доставки американских астронавтов на МКС. Ее конкурентом выступает корпорация Boeing.

После окончания программы космических челноков "Шаттл" в 2011 году Соединенные Штаты используют для полетов на орбиту российские корабли "Союз". Отправка одного астронавта на борту "Союза" обходится НАСА более чем в 70 млн долларов.

Запуск первого американского космического корабля нового поколения запланирован на 2017 год.

Как заявил агентству Франс пресс аналитик, специалист по ракетной промышленности из Teal Group Марко Касерес, несмотря на то, что у SpaceX - твердый контракт НАСА стоимостью более миллиарда долларов на снабжение МКС, компания должна в короткие сроки осуществить успешный запуск, чтобы поправить свою репутацию.

"С момента успешного пуска нынешняя неудача начнет пропадать из памяти, и довольно быстро забудется. Но чем больше они будут тянуть, тем больше людей начнет спрашивать: "А не слишком ли мы положились на SpaceX?", - сказал он.

Частный космос

Калифорнийская компания SpaceX совершила 18 успешных запусков Falcon подряд.

Другая частная космическая фирма, которая пыталась осуществлять снабжение МКС - Orbital Sciences Corporation - потерпела неудачу в октябре 2014 года.

Одной из возможных причин катастрофы ее корабля Cygnus специалисты называют неполадки в работе маршевых двигателей AJ26-62 первой ступени ракеты-носителя, которые поставляет американская компания Aerojet Rocketdyne. На веб-сайте этой компании говорится, что AJ26-62 - результат глубокой доработки российских ракетных двигателей НК-33.

В любом случае, как и, вероятно, в случае со SpaceX, неполадки возникли в системах ракеты-носителя.

Между тем, как заявил агентству Рейтер президент Федерации коммерческих полетов в космос Эрик Сталмер, авария ракеты Falcon 9 обязательно поднимет вопрос о надежности частных ракет для использования в пилотируемых полетах.

"К сожалению, это тоже часть бизнеса. Тут не стоит искать 100-процентной надежности" - сказал он.

Как считает российский независимый космический эксперт Вадим Лукашевич, больших репутационных потерь частная космонавтика и SpaceX не понесет, поскольку аварии в таком деле просто неизбежны.

"Во-первых, 18 пусков успешны, во-вторых, стыковки с МКС, все корабли Dragon состыковались. Ну а случилось то, что случилось. В таких пусках у него была стопроцентная надежность, но математика свои коррективы вносит. Ракета новая, там неизбежны вопросы с использованием технологий. Ничего катастрофического не произошло", - говорит он.

МКС

Гибель любого транспортного корабля, который снабжает МКС, сразу поднимает вопрос о дальнейшей работоспособности станции.

Правда, в американском космическом агентстве уверяют, что изменения никак не отразятся на жизни экипажа. "Астронавты на борту находятся в безопасности, у них имеются все необходимые запасы, которых хватит на несколько месяцев", - заявил представитель НАСА Чарльз Болден.

Запасов, по подсчетам специалистов, должно точно хватить до октября, но за это время запланировано два запуска транспортных кораблей - в 3 июля стартует российский "Прогресс", 16 августа - японский HTV.

Затем, на 21 ноября запланирован еще один полет "Прогресса" а на 3 декабря - миссия космического грузовика Cygnus частной компании Orbital на ракете "Атлас-5".

Если бы Dragon добрался до МКС, то этих запасов хватило бы до следующего года.

В настоящее время на МКС находятся три человека, однако ее экипаж планировалось в июле увеличить до шести. Теоретически, если запасы начнут уменьшаться, а перспектива их восполнения не улучшится, то можно эвакуировать экипаж или его часть при помощи российских "Союзов".

Эксперименты

Хуже обстоят дела с научной программой - вместе с Falcon 9 погибли материалы и аппаратура для готовящихся экспериментов.

"Это серьезный удар для нас. Мы потеряли большое количество исследовательской аппаратуры на борту этого корабля", - сказал другой представитель НАСА Билл Герштенмайер.

На борту Dragon находились материалы для экспериментов по выращиванию растений на борту корабля. Этот эксперимент был очень важен в контексте будущей возможной экспедиции на Марс.

Помимо запасов еды, питья и кислорода, грузовой корабль Dragon, который Falcon 9 должна была вывести на орбиту, должен был доставить на МКС около двух тонн различного оборудования - в частности, скафандры для выходов американских астронавтов в открытый космос.

На его борту находился адаптер для стыковки коммерческих пилотируемых кораблей. Наконец, как заявили в НАСА, корабль нес в себе массу ценного исследовательского оборудования.

По словам корреспондента Би-би-си в Вашингтоне, авария стала серьезным провалом для НАСА - нынешняя миссия была призвана помочь избавить НАСА от зависимости от российских ракет при отправке людей и грузов в космос.

Гибель "Прогресса"

Предыдущая попытка доставить грузы на МКС кораблем "Прогресс М-27М" окончилась неудачей из-за нештатной работы системы ракеты-носителя - разгонного блока (третьей ступени) ракеты "Союз".

Причиной аварии стала разгерметизация баков окислителя и горючего третьей ступени ракеты-носителя, сообщил позднее новый глава Роскосмоса Игорь Комаров.

Аварии российских ракет в последние годы стали причиной громких отставок в Роскосмосе и начала масштабной реформы.

Если признавать запуск "Прогресса" неудачей (Роскосмос называет его частично успешным), то в 2015 году в России произошли две космические аварии, тогда как в США гибель корабля Dragon - только первая.

В 2014 году США и Россия потеряли по одной ракете, в 2013 году НАСА не потеряла ни одной ракеты, а Россия, Китай и Украина - по одной.

Всего за последние пять лет в России произошло не менее девяти аварийных пусков, в США - не менее трех.