Зонд "Кассини" сделает замеры водяных гейзеров Энцелада

• 28 октября 2015
Ледяные вулканы Энцелада Правообладатель иллюстрации NASA
Image caption Открытие ледяных вулканов Энцелада стало крупнейшим достижением проекта "Кассини"

В среду космический зонд "Кассини", находящийся на орбите Сатурна, должен пролететь в непосредственной близости от покрытой льдом поверхности его спутника Энцелада и сделать новые замеры.

Космический аппарат НАСА приблизится к поверхности спутника на расстояние 50 км, чтобы сделать еще одну попытку взять замеры химического состава водяных гейзеров, которые были обнаружены ранее на его южном полюсе.

Ученые полагают, что под ледяным покровом поверхности шестого по величине спутника Сатурна скрывается океан, в котором могут находиться живые микроорганизмы.

Правообладатель иллюстрации NASA
Image caption Этот снимок ледяной поверхности северного полюса Энцелада зонд "Кассини" сделал 14 октября 2015 г.

"Энцелад — это не просто океанический мир, это мир, который вполне может иметь условия для жизни в том виде, в каком мы ее знаем, - сказал один из ученых проекта Курт Нибур. – В среду мы нырнем в эту восхитительную струю, которая бьет на южном полюсе, глубже, чем когда-либо и соберем прекрасные образцы из океана, который находится под твердью льда".

На дне океана

Правообладатель иллюстрации NASA
Image caption Лед в районе южного полюса изборожден глубокими трещинами, через которые периодически выбрасываются гейзеры ледяной пыли

"Кассини" попробует определить, есть ли на Энцеладе молекулы водорода, что будет явным сигналом, указывающим на то, что на океаническом дне есть гидротермальные источники, а это в свою очередь может свидетельствовать, что там есть условия для биологической жизни.

Подобные гидротермальные источники, обеспечивающие энергией и питательной средой глубинную подводную экосистему, имеются на Земле.

Подлет к южному полюсу произойдет 28 октября в 17.00 по Гринвичу, однако его результаты станут известны лишь спустя несколько дней или недель.

Правообладатель иллюстрации PA
Image caption Этот снимок, выпущенный учеными Лондонского Империал-колледж, показывает, что по размеру Энцелад вдвое меньше Великобритании

"Самое раннее, когда мы сможем взглянуть, только взглянуть, на параметры газов и твердых частиц - это спустя неделю. Затем в последующие недели мы сможем сделать более подробный анализ того, что же происходит в этом волнующем океане Энцелада", - сказала профессор Линда Спайкер, член группы ученых, занимающихся "Кассини".

Прежние замеры водяных гейзеров, сделанные зондом, обнаружили присутствие солей и некоторых органических соединений.

Image caption Зонд "Кассини" закончит свои дни в глубинах атмосферы Сатурна

Этот проект по изучению окрестностей Сатурна начался в 2004 году и сейчас находится в своей заключительной стадии. За это время зонд "Кассини" неоднократно приближался на близкие расстояния к спутникам Сатурна и посылал данные об их составе.

Правообладатель иллюстрации NASA
Image caption Ученые считают, что подледный океан на Энцеладе разогревается за счет воздействия приливных сил, порожденных Сатурном

С декабря этого года зонд будет находиться на расстоянии 5 тысяч км от Энцелада, а затем удалится на расстояние в 22 тысячи км.

В будущем году космический аппарат начнет прохождение сквозь кольца Сатурна, а затем, в 2017 году, когда он отработает все имеющееся на борту топливо, операторы в штабе НАСА направят зонд в атмосферу этой планеты, где он сгорит.