За что и перед кем приходилось извиняться журналистам?

  • 28 января 2013
Стеф Макгаверн
Image caption Бизнес-корреспондент Би-би-си Стеф Макгаверн была уверена, что ее микрофон выключен, и позволила себе крепко выругаться

Российский телеведущий Владимир Познер в эфире своей воскресной передачи на Первом канале вновь принес официальные извинения за то, что более месяца назад назвал Госдуму "государственной дурой".

"Я в одной программе допустил оговорку и извинился. Искренне извинился. И снова за эту оговорку я приношу извинения. Но только за эту оговорку", - сказал Познер в воскресенье, 27 января.

Повторное извинение одного из самых известных российских ведущих, бывшего главы Академии российского телевидения, вызвало бурную реакцию в социальных сетях и в целом в русскоязычном сегменте интернета.

Эта тема обсуждается на форуме bbcrussian.com.

Корреспондент Русской службы Би-би-си Николай Воронин обратился к мировому опыту и собрал несколько примеров из недавнего прошлого, когда журналисты приносили официальные извинения.

"Я перешел границу"

Image caption Австралийские радиоведущие Мел Грейг и Майкл Кристиан в слезах извинялись за смерть разыгранной ими британской медсестры

В 2011 году репортер британской газеты Daily Star Ричард Пеппайатт извинился за свое поведение перед Сьюзан Бойл, одной из победительниц телевизионного шоу Britain's Got Talent (российский аналог называется "Минута славы").

В ходе шоу 50-летняя исполнительница призналась, что у нее никогда не было ухажеров, и журналист решил в шутку сделать ей предложение, предварительно нарядившись в шотландскую юбку – килт, а потом написать об этом статью. В своем извинении Пеппайат признал, что "перешел границы дозволенного".

В мае 2012 года украинский репортер Виталий Седюк извинился перед известным голливудским актером Уиллом Смитом за то, что пытался поцеловать его в ходе интервью перед московской премьерой фильма "Люди в черном - 3". Актер оттолкнул журналиста, ударив его по лицу тыльной стороной ладони.

В своем извинении Седюк пояснил, что он большой фанат голливудского актера, и хотел таким образом отблагодарить его, сославшись на некую славянскую традицию. Однако Смиту такая благодарность не понравилась. "Я перешел границу, - признал репортер. – В следующий раз при встрече я просто пожму ему руку".

В октябре 2012 года ведущие Би-би-си Сюзанна Рейд и Чарли Стейт были вынуждены извиниться за свою коллегу, после того как в эфире их программы прозвучало непечатное ругательство. После репортажа бизнес-корреспондента Стеф Макгаверн ее микрофон не успели отключить, и в студии прозвучала реплика, не предназначавшаяся для зрительских ушей.

"Если вы слышали это в эфире, мы искренне извиняемся, - сказала Сюзанна Рейд, прощаясь в конце программы. – К сожалению, люди, которые думают, что их микрофон отключен, позволяют себе высказываться более свободно, чем следует".

"Горько сожалею"

В сентябре 2012 года Би-би-си принесла официальные извинения королеве Великобритании Елизавете II за то, что корреспондент корпорации Фрэнк Гарднер разгласил некоторые подробности своего частного разговора с монархом.

В частности, Гарднер упомянул о личном отношении королевы к истории с экстрадицией радикального исламского проповедника Абу Хамзы, в то время как публично Елизавета II никогда не высказывает своего мнения по актуальным политическим вопросам. Руководство Би-би-си принесло королеве извинения и назвало поступок Гарднера "совершенно неподобающим".

В августе того же года индонезийский журналист Зулкифли Джалил извинился перед депутатом парламента страны Карпалом Сингхом за статью, в которой утверждалось, что парламентарий против статуса ислама как государственной религии Индонезии - при том, что статус этот прописан в ее конституции.

Репортеру пришлось извиниться, так как депутат обратился в суд с иском о клевете. В тексте извинения говорилось, что журналист ошибся: в момент написания статьи он искренне полагал, что пишет правду и просто не проверил факты.

В феврале 2012 года редактор британской газеты Times Джеймс Хардинг попросил прощения за то, что незадолго до этого корреспондент издания Патрик Фостер взломал электронную почту главы всемирно известного медицинского журнала Lancet Ричарда Хортона.

"Я горько сожалею о случившемся, - сказал Хардинг. – Мистер Хортон и остальные читатели никак не могли ожидать такого от газеты Times. От лица издания я приношу свои извинения".

В 2011 году британский репортер Джоан Хари попросил прощения за плагиат. Анализируя тексты журналиста, интернет-блогеры обнаружили, что в своих статьях он неоднократно использовал цитаты других авторов без ссылки на источник, то есть фактически присваивая их авторство.

Досадная оплошность

Репортер отверг обвинения в прямом плагиате, однако признал, что был неправ, принес извинения читателям и пообещал внимательнее следить за указанием источников при использовании цитат.

Image caption На прошлой неделе редакции испанской El Pais пришлось извиняться за публикацию фальшивой фотографии Уго Чавеса

В октябре 2012 года редакция шри-ланкийской газеты Sunday Leader извинилась перед министром обороны Готабайей Раджапаксой за статью, в которой утверждалось, что глава минобороны угрожал жизни редактора издания Фредерике Джанц. Нужно отметить, что предыдущий редактор Sunday Leader был убит в 2009 году по дороге с работы домой.

Угрозы в адрес нового редактора прозвучали в июле 2012 года в ходе интервью с министром, который приходится братом президенту страны Махинде Раджапаксе, поэтому в распоряжении редакции находилась аудиозапись разговора, которую репортеры и предали огласке.

Однако вскоре после этого у газеты сменился владелец: ее приобрел один из близких соратников президента. После этого журналистов заставили извиниться за публикацию скандального интервью, несмотря на наличие подтверждающей записи.

Примерно в то же время Третий канал телевидения Таиланда извинился перед всеми гражданами Камбоджи за поведение своего репортера, освещавшего похороны короля Нородома Сианука. В репортаже промелькнул кадр, где одной ногой журналистка стояла на постере с изображением покойного короля.

Руководство канала заверило, что это была случайность, и отдельно обратило внимание, что нога журналистки стояла лишь на углу плаката, не задевая при этом лица монарха.

"Мы надеемся, что этот инцидент не повлияет на отношения между нашими странами", - говорилось в тексте извинения.

Новости по теме