BBC navigation

News of the World: некролог газеты британских масс

Последнее обновление: суббота, 9 июля 2011 г., 20:59 GMT 00:59 MCK
Первая полоса газеты News of the World в 1954 году

Все 168 лет своей истории News of the World ориентировалась на самого массового читателя

В воскресенье, 10 июля, англоязычный мир постигнет безвременная кончина газеты News of the World.

Кажется, так полагается начинать некрологи?

Почти покойная родилась 1 октября 1843 года в Лондоне. Отцом ее был Джон Браун Белл, провозгласивший, что содержанием газеты станут "Новости наций и чудеса мира", оцененные всего-навсего в 3 пенса.

По тем временам News of the World стала самой дешевой газетой. Настолько дешевой, что поначалу некоторые продавцы отказывались иметь с нею дело: это было просто не выгодно.

Однако Джон Браун Белл имел совершенно четкое представление о том, что именно сделает газету популярной: преступления, сенсации и человеческие пороки.

Надо признать, что он был прав: всю свою 168-летнюю историю газета следовала установленным курсом, и ее тиражи росли: она начинала с 12 тысяч копий в неделю, а на пике популярности достигала тиража в 9 миллионов! Цифра, учитывая все-таки коммерческую сущность британской прессы, колоссальная. Правда, в последние годы, ее тиражи, как впрочем и тиражи всех остальных газет, упали – до 2,5 миллионов.

Но вернемся к истории. В 1891 году Белл продал газету Лесселесу Карру. Но своим колоссальным коммерческим ростом News of the World была обязана все-таки редактору Джорджу Ридделлу.

Но не надо думать, что его путь был усыпан розами. Джей Робертсон Скотт в своей книге "История Pall Mall Gazette" описывает следующий эпизод: Однажды Фредерик Гринвуд, редактор Pall Mall Gazette, встретил лорда Риделла. В ходе разговора Риделл упомянул, что теперь тоже владеет газетой. "Да, - поинтересовался Гринвуд, - и как же она называется?" "Она называется News of the World, - ответил Риделл, - и я пришлю вам копию". Что он затем и сделал. Встретившись с тем же самым Гринвудом через какое-то время Риделл поинтересовался, какое впечатление на него произвела газета. "Я проглядел ее, - ответил Гринвуд, - и прямиком отправил в корзину для мусора. Но потом подумал и решил, что если я ее там и оставлю, то, не дай бог, еще кухарка прочтет. Вот я ее и сжег".

Анекдот, конечно, забавный. Но от правды не отвернешься. News of the World читали не только кухарки, но и горничные, и возчики, и шахтеры, и рядовые полицейские, и, почти наверняка дамы с господами, хотя вряд ли в этом признавались.

Нажать Обсудить закрытие News of the World на форуме

Работник типографии осматривает первую страницу газеты News of the World в 1955 году

В свои лучшие времена News of the World печаталась тиражом в 9 млн экземпляров

А как же иначе! Ведь в ней, к примеру, с пикантными подробностями описывался судебный процесс и последующая казнь доктора Криппена, уличенного в убийстве собственной жены.

Взявши девизом слова: "На наших страницах вся человеческая жизнь!", газета ни разу себе не изменила.

Пик популярности

News of the World, получившая нелицеприятное прозвище "Screws of the World", что можно перевести как не "новости", а "клубничка" мира, достигла пика своей популярности в конце 50-х - начале 60-х годов. Особый интерес вызвали невероятные откровения по поводу так называемого "Дела Профьюмо".

Газета обнародовала сенсацию: тогдашний министр обороны Джон Профьюмо состоял в связи с проституткой Кристин Киилер, которая одновременно была любовницей и предполагаемого советского шпиона.

Газета не удовольствовалась одними лишь сообщениями о собственно скандале. Героиня любовного треугольника со шпионажем, за довольно большую по тем временам сумму в 23 тысячи фунтов стерлингов, согласилась опубликовать свои воспоминания с интригующим названием "Исповедь Кристины". Тиражи немедленно подскочили на четверть миллиона!

Как всегда, проще всего делать деньги именно на человеческих пороках.

Смена владельца, но не курса

В 60-х годах семья Карр, по-прежнему владевшая газетой, мечтала ее продать. Претендентов было два: британский бизнесмен Роберт Максвелл и его Pergamon Press, и Руперт Мердок, с компанией, в то время носившей скромное название News Ltd.

Руперт Мердок

В 1960-е годы Руперт Мердок упорно боролся за покупку News of the World

Однако Максвелл семье Карр не очень подходил: во-первых, они опасались, что под его руководством издание сменит курс с консервативного на либеральный, а во-вторых, их не устраивало его происхождение, поскольку Максвелл был чешским евреем, а, по словам главного, редактора News of the World "... газета была такой же частью Британии, как ростбиф и йоркширский пудинг". Австралиец Мердок был все-таки ближе.

Битва Максвелла и Мердока продолжалась почти год. Для начала Руперт Мердок договорился с семьей Карр обменяться пакетами акций, в результате чего к декабрю 1968 года News Ltd владела 40% News of the World.

В январе следующего года предложение Максвелла было отвергнуто на собрании акционеров, на котором около половины присутствовавших были сотрудниками компании, получившими на время по небольшому пакету акций с правом голосования.

Максвелл не замедлил обвинить Мердока в том, что он приобрел газету, действуя по "закону джунглей". Мердок это, разумеется, отрицал, утверждая, что акционеры всего-навсего по достоинству оценили его издательскую деятельность в Австралии.

Смена владельца газеты не повлияла на редакционную политику.

В 90-х годах News of the World успешно отправила в отставку министра культуры Дэвида Мэллора, рассказав о его связи с актрисой Антонией де Санчей, не побрезговав пикантными подробностями. Читателям сообщили, что Мэллор занимался любовью, не снимая форменной майки футбольного клуба Челси.

В то же время, один из репортеров газеты, разумеется, не представившись, вырвал у звезды регби Лоренса Далаллио признание в том, что он принимал и продавал наркотики.

Десять лет спустя жертвой таблоида стал популярный ведущий юмористической программы Би-би-си Have I Got News for You Ангус Дитон за связь с проституткой.

Может ли журналист "подставлять"?

Газета News of the World подловила Сару Фергюсон на попытке продать репортеру газеты встречу с бывшим мужем, принцем Эндрю.

Для проигрывания необходимо включить поддержку Java-скрипта и установить новую версию Flash

Выбрать другой медиа-плейер

Так и не доказанная супружеская измена Дэвида Бекхема обсуждалась на первой странице в 2004.

А совсем недавно один из лучших журналистов газеты Мазер Махмуд, притворившись арабским шейхом, снял скрытой камерой герцогиню Йоркскую Сару Фергюссон, готовую продать доступ к бывшему мужу за полмиллиона фунтов.

Количество репутаций, разрушенных News of the World, как говорилось во имя общественного интереса, вряд ли поддается исчислению.

Судебные иски

Однако копание в частной жизни людей, притворяясь то шейхами, то поклонниками, то работниками полиции, далеко не всегда остается безнаказанным.

На газету постоянно подавали в суд.

В 2005 году Дэвид и Виктория Бекхэм обвинили газету в клевете после того, как на главной странице появилась статья под заголовком: "Пош и Бекс разбились о скалы". Собственно до суда дело не дошло и было как-то улажено между сторонами тайно.

В 2006 году футболист Уэйн Руни получил от News of the World компенсацию в 100 тысяч фунтов после обвинений, что он якобы побил свою тогдашнюю невесту Колин. И тот и другая всегда эти обвинения отвергали.

В 2008 году президент Международной ассоциации автомобильного спорта Макс Мозли тоже получил компенсацию, после того как газета опубликовала кадры, снятые одной из приглашенных на его вечеринку девушек. То, что вечеринка оказалась несколько вольной, суд посчитал не имеющим никакого отношения к делу. Такое нарушение права на частную жизнь сложно было оправдать.

Гленн Малкэйр

Гленн Малкэйр - одна из центральных фигур скандала с прослушкой

Иски на News of the World подавали политики и актеры, знаменитости и простые люди. Газета, как правило, старалась улаживать их во внесудебном порядке, и зачастую ей это удавалось.

Но наступил момент, когда проверенная политика потерпела полный крах.

Последний скандал

В январе 2007 года тогдашний редактор газеты по историям из жизни королевской семьи Клайв Гудман и частный детектив Гленн Малкэйр оказались в тюрьме за прослушивание телефонов помощников принца Гарри.

Это оказалось первой ласточкой событий, которые привели к закрытию газеты.

Обвинения в прослушивании телефонов политиков и знаменитостей дополнились обвинениями в прослушивании голосовой почты и телефонов семей военнослужащих, погибших в Афганистане и Ираке, семей девочек, погибших от руки педофила в английском городке Сохэм, и телефона пропавшей девушки Милли Даулер, позднее оказавшейся убитой.

Общественное возмущение достигло апогея, когда появились сообщения о том, что News of the World платила полицейским за информацию, а также, и вроде бы как опять за деньги, пыталась спустить на тормозах первое полицейское расследование по делу о прослушивании.

Постаравшись как можно быстрее избавиться от подпорченного актива, глава операций News Corporation в Британии Джеймс Мердок заявил, что "газета считала своим долгом призывать других к ответу, но не сумела призвать к ответу самое себя".

Это высказывание, как мне кажется, можно высечь на ее могильном камне. Покойся с миром.

На ту же тему

BBC © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.