"Дождь" рискует, делая видео на сайте платным

  • 23 апреля 2013
Скриншот сайта телеканала "Дождь"
Image caption Телеканал уже начал убеждать пользователей в необходимости платить за контент

Доступ к прямому эфиру телеканала "Дождь" в интернете, а также к онлайн-версиям авторских передач в ближайшее время станет платным, сообщила генеральный директор канала Наталья Синдеева.

"Закрытие доступа к интернет-версии - следующий логичный шаг для "Дождя", - сказала Синдеева в интервью газете "Ведомости", - в идеале мы хотим получать на дистрибуции, в том числе онлайн, половину выручки".

"Дождь" первым из российских телеканалов делает доступ к своему эфиру в сети платным. До сих пор подобная схема работала только для просмотра футбольных матчей в интернете, кроме того, платный доступ к своим материалам организовала газета "Ведомости".

"Во всем мире СМИ начинают брать деньги за контент, это общий тренд, хотя в России пока есть только одно такое медиа - "Ведомости", - говорит гендиректор "Дождя". - Пока не могу предсказать, какая часть нашей интернет-аудитории согласится платить".

В одном из недавних интервью Синдеева говорила, что около 70% зрителей пока не готовы платить за контент, однако ситуацию, по ее мнению, необходимо менять.

Как пояснила гендиректор телеканала в интервью газете "Ведомости", на "Дожде", скорее всего, будут работать две системы оплаты: подписка на прямой эфир (на сутки или на год) и разовый платеж за отдельную передачу.

С конкретными суммами руководство канала еще не определилось, но, по предварительным оценкам, одна передача обойдется в сумму от 10 до 30 рублей, а за подписку на год придется заплатить 1000 рублей (31 доллар).

Федеральные амбиции

20 апреля российский президент Владимир Путин своим указом исключил телеканал "ТВ Центр" из состава второго мультиплекса цифрового телевидения России. Освободившееся место теперь будет разыграно на конкурсе.

"Нужно решать, участвовать ли в этом конкурсе и, в случае победы, становиться бесплатными и соревноваться за рекламные деньги со всякими перцами [телеканал "Перец" является основным претендентом на вхождение во второй мультиплекс - прим. Би-би-си] и танцами на льду. Или оставить это место для ПрофМедиаТВ, а самим продолжать двигаться в сторону MSNBC и paid content модели", - написал на своей странице в Facebook один из основателей "Дождя", супруг Натальи Синдеевой Александр Винокуров.

Первый и второй мультиплексы - государственные пакеты общероссийских телеканалов, которые должны бесплатно распространяться на территории страны. Выход на федеральный уровень сулит большие рекламные бюджеты и рост прибыли, однако он не бесплатен: победители конкурса должны перечислить в казну по 36 млн рублей и ежегодно платить за вещание около 1 млрд.

Media playback is unsupported on your device

"Наверняка решение принималось не просто так, видимо, решили, что миллиард заплатить не получится за счет аудитории и рекламы, - считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. - Для канала размера и формата "Дождя" традиционная рекламная модель достаточно трудно воспроизводима, поскольку аудитория небольшая и говорить о федеральном охвате трудно".

По мнению эксперта, платный контент - более реалистичный вариант для телеканала. Однако готовность платить зависит от качества контента. "Если получится делать такие программы, которые будут интересны целевой аудитории, вполне возможно, что это будет работать", - полагает Либин.

В комментарии к записи Винокурова в Facebook о планах брать деньги с посетителей сайта мнения разделились: одни "готовы платить" и считают, что то же самое будут делать остальные, другие полагают, что в результате этого шага "аудитория потеряется", "Дождь" в конце концов "станет каналом для ограниченной тусовки и постепенно умрет".

Серьезное разочарование

"Как честную коммерческую рыночную сделку это позиционировать странно и глупо, - считает интернет-эксперт Антон Носик. - Странно и глупо говорить, что тот контент, который на протяжении всего существования "Дождя" предоставлялся людям бесплатно в надежде на то, что он станет достаточно популярным и на нем можно будет продать рекламу... этот контент мы объявим таким премиальным, что смотреть его можно только за деньги. Это несерьезно".

Носик напоминает об инициативе главы News Corp Руперта Мердока перевести все новостные и телевизионные сайты, принадлежащие корпорации, на платную основу. По словам эксперта, отток пользователей был грандиозным, а о доходах, сравнимых с рекламными, слышно не было.

Платный доступ к контенту ранее ввели многие международные издания: New York Times, Wall Street Journal, Financial Times и другие. При этом посещаемость их сайтов после введения ограничений упала.

В России новую модель начала использовать газета "Ведомости", которая в июле 2011 года сделала платным доступ к своей электронной версии. Доходы от продажи подписки издательский дом Sanoma Independent Media, который владеет газетой, не раскрывает.

По информации газеты "Коммерсант", в марте прошлого года Елена Мясникова, возглавлявшая тогда ИД, заявляла, что у сайта газеты 6 тыс. платных подписчиков при стоимости услуги около 5 тыс. руб. в год, тогда как доходы от рекламы на сайте составляли на тот момент 180 млн руб. в год, то есть в шесть раз больше.

"К великому сожалению, успешной модели издания с платным контентом в интернете нам до сих пор никто не предъявил, - заключает Антон Носик. - Если они [телеканал "Дождь"] действительно думают, что плата за материалы позволит вывести на другой уровень доходные строчки в бюджете компании, то их ждет очень серьезное разочарование".

Ужин с Синдеевой

Image caption По мнению Натальи Синдеевой, "Дождь" в течение двух месяцев может отказаться от бесплатного онлайн-вещания

Телеканал "Дождь" был запущен в апреле 2010 года Натальей Синдеевой и Александром Винокуровым. Круглосуточное вещание осуществляется в сетях кабельного и спутникового телевидения, а также в интернете.

Месячная аудитория сайта телеканала "Дождь" за март 2013 года, по данным TNS Россия, составила 2 млн 443 тыс. человек. Эта цифра отражает количество пользователей по всей стране, заходивших на сайт хотя бы один раз за месяц. Для сравнения - аудитория сайта Первого канала 1tv.ru за тот же период составила 6 млн 418 тыс. человек, а сайта Vesti.ru (холдинг ВГТРК) - 10 млн 649 тыс. человек.

Свои финансовые показатели "Дождь" не раскрывает, однако в недавнем интервью интернет-изданию "Лента.ру" Александр Винокуров признавался, что проект пока не вышел на самоокупаемость.

По словам Синдеевой, в настоящий момент телеканал получает около 10% выручки за счет распространения своего сигнала: операторы платят "Дождю" за включение в платные пакеты, однако руководство канала собирается пересмотреть условия договоров с дистрибуторами.

Ранее телеканал неоднократно объявлял сбор средств на свои проекты. В частности, спонсоров искало шоу "Вечерний Герасимец", а программа "Парфенов" собирала пожертвования через Фонд поддержки свободных СМИ.

"Дождь" также открыл свой интернет-магазин, где, помимо футболок, сумок, кружек и толстовок, можно приобрести обувь одного из ведущих за 4,5 тыс. рублей, экскурсию по офису канала за 20 тыс., а также ужин с генеральным директором за миллион рублей.

Также телеканал запустил краудфандинговый проект с сервисом Like'n'Pay, в результате прямо на сайте любой пользователь может перечислить деньги за понравившийся материал. Заплатить предлагается от 50 до 1000 рублей.

Новости по теме

Ссылки

Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.