Как российские телеканалы освещают кампанию по выборам в Госдуму

  • 6 сентября 2016
Трансляция по телевизору выступления президента России Владимира Путина Правообладатель иллюстрации Getty Images
Image caption Путина чаще чем какого-либо иного политического лидера показывают по телевизору

До выборов в Государственную думу остается чуть менее двух недель, и российские телеканалы широко освещают ход избирательной кампании. На экранах регулярно мелькают агитационные ролики, а кандидаты эмоционально спорят во время теледебатов или общаются с простыми избирателями в вечерних выпусках новостей.

Можно констатировать два факта: интерес населения к предвыборной кампании невысокий, а эфирное время между партиями распределено очень неравномерно.

В новостных выпусках сюжеты редко посвящаются оппозиционным партиям. Обычно их упоминают лишь вскользь. Зато представители оппозиции участвуют в различных дебатах, правда, они оказываются сдержанными в комментариях и редко открыто критикуют президента России Владимира Путина.

Даже если критика в адрес президента действительно звучит, то политики просто не называют его по имени.

При этом сам Путин остается главным героем новостных выпусков на российском телевидении.

В лучах софитов

На первый взгляд, распределение эфирного времени между представителями разных партий с начала агитации в СМИ в конце августа происходит справедливо: на экране единороссы то и дело соседствуют с кандидатами от оппозиционных "Яблока" и "Парнаса". Однако при более детальном рассмотрении выясняется, что в эфире государственных телеканалов все же есть определенный дисбаланс - и отнюдь не в пользу оппозиции.

Исследование, проведенное с помощью информационно-аналитической системы "Медиалогия", показало, что в центре внимания трех главных телеканалов страны оказалась правящая партия "Единая Россия" и ее лидер премьер-министр Дмитрий Медведев. В целом, Первый, Россия 1 и НТВ показали 93 сюжета о деятельности "Единой России" или ее лидера Дмитрия Медведева за период с 20 августа (дата начала агитации) по 1 сентября.

Для сравнения, число сюжетов о других зарегистрированных партиях или их лидерах (ЛДПР, КПРФ, "Справедливая Россия", "Яблоко" и "Партия роста") в эфире тех же трех телеканалов в целом не превысило 109.

В отличие от конкурентов, оппозиционная партия "Парнас" и ее лидер Михаил Касьянов ни разу не попали в центр внимания новостных репортажей. Однако сказать, что в информационных бюллетенях их полностью обошли вниманием, тоже нельзя: в конечном итоге, они были упомянуты в восьми сюжетах.

Image caption Дмитрий Медведев стал лидером по количеству упоминаний в новостях

При этом частота упоминаний партийных лидеров на трех телеканалах не идет ни в какое сравнение с числом сюжетов, повествующих о деятельности президента страны. За тот же период времени - с 20 августа по 1 сентября - НТВ, Россия 1 и Первый показали в общей сложности 241 сюжет о Путине, в то время как о Медведеве - 81. Еще пять партийных лидеров вместе взятых - Зюганов, Жириновский, Миронов, Титов и Явлинский - фигурировали в 74 сюжетах.

Теледебаты: критика критике рознь

В отличие от информационных программ, предвыборные теледебаты отличались заметно большим разнообразием участников.

С начала агитационной кампании в СМИ в эфире Первого Канала и России 1 в рамках предвыборных дебатов появлялись кандидаты от самых разных партий: от "Единой России", КПРФ - до "Парнаса", "Зеленых" и Партии пенсионеров "За справедливость". Однако и здесь не обошлось без своих особенностей.

Во-первых, за две недели предвыборной агитации открытая критика в адрес президента Путина во время теледебатов практически не звучала. Кандидаты, в том числе от оппозиционных партий, по большей части либо положительно отзывались о российском лидере, либо предпочитали не называть его по имени.

К примеру, 22 августа в эфире дебатов на России 1 Оксана Дмитриева заявила, что Партия роста планирует воплотить в жизнь "программу президента". Чуть позже, 29 августа, в эфире той же России 1 сооснователь партии "Яблоко" Григорий Явлинский заявил о необходимости сменить президента и правительство, однако называть по имени российского лидера не стал.

Image caption Путин обогнал всех по упоминаемости в новостях

Во-вторых, представители малых партий во время дебатов не раз использовали эфирное время для того, чтобы раскритиковать своих более известных конкурентов от оппозиции. Так, представитель "Гражданской силы" Александр Зорин в эфире теледебатов на России 1 от 29 августа неожиданно переключился с темы здравоохранения на обвинения коллег из "Яблока" в педофилии.

Наконец, критические замечания в адрес представителей так называемой несистемной оппозиции звучали и от ведущих. 24 августа, модератор дискуссий с участием лидера партии "Парнас" на России 1 заявил, что редакторы не смогли найти в архиве цитату Путина из "Прямой линии" 2014 года, на которую сослался Касьянов в одной из своих реплик. Позже, однако, "Парнас" опубликовал упомянутый фрагмент беседы на YouTube.

Фильмы-"разоблачения"

НТВ в этом году отказался от проведения теледебатов. Тем не менее, именно в эфире этого телеканала в последние несколько месяцев вышло несколько "разоблачительных" документальных фильмов о представителях оппозиции, а также независимых наблюдателях на выборах.

1 сентября НТВ показал новый фильм в рамках "ЧП. Расследования" о так называемой "комиссии по переходному правосудию", к созданию которой якобы причастны зарубежные спонсоры и бывшая соратница лидера "Парнаса" Михаила Касьянова Наталья Пелевина. Согласно описанию фильма на сайте НТВ, создатели комиссии "хотят, чтобы в случае прихода к власти либеральной оппозиции, у них уже были готовы списки людей, подлежащих уголовному преследованию, поражению в правах, люстрации".

В июне и августе телеканал продемонстрировал в эфире похожие "разоблачительные" фильмы про независимых наблюдателей из ассоциации "Голос" - и вновь, как и в истории с "Парнасом", не обошлось без обвинений в иностранном финансировании.

Материал подготовлен Службой мониторинга Би-би-си

Новости по теме