Будет ли в Шотландии своя Pravda?

  • 19 октября 2016
Herald

На прошлой неделе шотландская газета Herald сообщила, что в Эдинбурге планирует открыть офис организация под названием Pravda International. Заметку начали цитировать и другие газеты. Многие восприняли эту информацию как признак желания России "помочь" Шотландии в обретении независимости. Но не розыгрыш ли это?

В своей сенсационной заметке Herald цитировала слова Оливера Хейста, которого представила как британского редактора Pravda International. Он заявил, что новое СМИ будет "независимым" и не станет частью нынешней "пропагандистской кампании в духе холодной войны".

Хейст, которого издание описало как человека с российскими корнями, также сказал газете, что проект спонсируется частными российскими банками, а его бюджет составит 8,3 млн фунтов (10 млн долларов).

Правообладатель иллюстрации Pravda
Image caption В 2013 году подборка фотографий голливудских звезд, читающих газету "Копейский рабочий", стала хитом Рунета

Эти известия казались особенно важными на фоне открытия в Эдинбурге представительства российского информагентства Sputnik ранее в этом году и планов шотландских властей провести второй референдум о независимости - поддержку независимости Шотландии уже достаточно явно демонстрировал Кремль.

Появление представительства Sputnik в Шотландии - лишь часть общего расширения Россией своего присутствия на международном медиарынке.

В 2014 году главный иноязычный вещатель Кремля, телеканал RT (известный ранее как Russia Today) запустил новостную службу для Великобритании. Мысль о том, что "Правда" - некогда главная газета Советского Союза - может открыть офис в Шотландии, казалась более чем правдоподобной.

Правообладатель иллюстрации Getty Images
Image caption Эдинбург - новый дом новой "Правды"?

Но советской "Правды" больше нет.

Газета Herald связала компанию Pravda International с сайтом Pravda.ru - прокремлевским изданием, называющим себя преемником старой "Правды".

Однако в разговоре с Би-би-си представители портала Pravda.ru заявили, что не имеют ничего общего с эдинбургской "Правдой". Тогда мы обратились еще в одну "Правду" - газету российской коммунистической партии КПРФ - но и там сказали, что не планируют открывать никаких отделений в Шотландии.

Также настораживает, что, хотя историю об эдинбургской "Правде" активно подхватили многие авторитетные издания в Англии и Шотландии, в том числе Times и Guardian, российские СМИ, равно как и эдинбургское подразделение агентства Sputnik, ее фактически проигнорировали.

Итак, что же такое эта Pravda International и кто за ней стоит?

Компания Pravda International действительно издавала газету с 1992-го по 1996 год, но сейчас, похоже, уже не функционирует.

Статья в газете Edinburgh Evening News дает ссылку на сайт Pravda International, на котором, по данным издания, размещены фотографии нескольких западных кинозвезд, в том числе Харрисона Форда, Джонни Деппа и Леонардо ди Каприо, с "печатной версией газеты "Правда" в руках".

На упомянутом сайте действительно есть фотогалерея с голливудскими звездами, читающими газету, вот только газета эта - не "Правда", а малотиражное издание "Копейский рабочий", выходящее в городе Копейск на Урале. Фотографии на протяжении нескольких лет делали голливудский продюсер и его жена, родившаяся в Копейске. В 2013 году подборка этих фотографий стала хитом Рунета.

Это не единственная странность, связанная с Pravdainternational.com.

На сайте размещены копия англоязычной версии портала Pravda.ru и ссылка на очевидно поддельную страницу издания в "Википедии", созданную через два дня после регистрации сайта в 2014 году.

Правообладатель иллюстрации Wikipedia

На этой странице говорится, что тираж печатной версии Pravda International - 577 тысяч экземпляров. В качестве источника этой информации (недостоверной, так как печатного издания с таким названием в России просто нет) указан все тот же сайт Pravdainternational.com.

Помимо прочего на домене Pravdainternational.com размещает свои путевые заметки и обзоры ресторанов молодой британский писатель и правый активист по имени Генри Хопвуд-Филлипс.

В своем аккаунте в "Твиттере", который называется "Византийский посол", Хопвуд-Филлипс сообщает, что пишет для портала Pravda.ru. В ответ на письменный запрос Би-би-си он намекнул, что может иметь какое-то отношение и к компании Pravda International.

Правообладатель иллюстрации Twitter

"Да, в Эдинбурге скоро намечается новая работенка", - написал он в имейле, не став вдаваться в подробности.

Примерно одновременно с получением нами этого письма с Pravdainternational.com исчезли наиболее явно поддельные детали.

На предыдущей версии сайта можно было увидеть коллаж, авторы которого к фотографии российского президента Владимира Путина с обложки журнала Time добавили логотип старой советской "Правды". Также на сайте была изображена словацкая газета Pravda, никакого отношения к советской или российской "Правде" не имеющая.

Фотографии читающих копейскую газету знаменитостей с Pravdainternational.com появились и в объявлении о поиске журналистов на популярном в Британии сайте Gumtree. В нем Pravda International охарактеризована как "крупная международная газета". Объявление появилось за неделю до выхода статьи о Pravda International в газете Herald.

Найти в соцсетях собеседника Herald, Оливера Хейста, оказалось существенно сложнее, чем Хопвуда-Филлипса.

Правообладатель иллюстрации Twitter

Аккаунт в "Твиттере" был зарегистрирован под его именем 12 октября. В разделе "О себе" там было написано, что Хейст работает редактором в Pravda International. По состоянию на 18 октября в аккаунте не было ни одного твита. Кроме того, владелец аккаунта подписался только на одного человека - профессора Элис Робертс, которая известна также как комментатор на телевидении..

Вскоре после публикации нашей статьи аккаунт Хейста оказался удален. Еще чуть позже в редакцию Би-би-си пришло письмо от человека, утверждающего, что работает на Pravda International. Он предложил встретиться, но попытки ответить на его письмо оказались безуспешными, так как его почтовый ящик не работает.

Репортер газеты Herald признался Би-би-си, что первоначально информация об открытии офиса Pravda International пришла в виде пресс-релиза. Отправившие его люди отказались от интервью по телефону, но согласились ответить на вопросы по электронной почте. По словам репортера Herald, именно эти люди утверждали, что связаны с изданием Pravda.ru.

Пока все еще непонятно, была ли информация о Pravda International в Шотландии розыгрышем или намеренной попыткой ввести в заблуждение Herald, известную своей жесткой позицией по отношению к присутствию российских СМИ на шотландском медиарынке (в августе газета опубликовала редакционную статью под заголовком "Политикам стоит остерегаться "Спутника").

Но зато уже понятно, что это точно не очередная попытка действительно крупной российской медиаорганизации распространить свое влияние на жителей Великобритании, как предполагали ранее некоторые эксперты.

Примечательно, что ни Хейст, ни другие люди, которые могли быть связаны с Pravda International, так и не сделали ничего, чтобы внести ясность в эту ситуацию. Похоже, что выяснение того, что же здесь на самом деле правда, займет немало времени.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Похожие темы

Новости по теме