Последнее обновление: среда, 24 февраля 2010 г., 14:55 GMT 17:55 MCK

Оппозиционеры призвали Европу "не ублажать Россию"

Гарри Каспаров

Гарри Каспаров обвиняет Европу в отходе от принципов демократии

Российские оппозиционеры призвали Европу сдержаннее подходить к сотрудничеству с Москвой, особенно в военной и информационной областях.

Их обращение, озаглавленное "Не ублажай Россию, Европа!" было опубликовано 18 февраля во французской Monde и 23 февраля в британской Guardian.

По мнению авторов, российские власти "беспощадно подавляют демократическое инакомыслие", "запугивают критически настроенных к правительству журналистов", "подавляют соседние демократические государства".

"И европейские лидеры не молчат - они ратуют за более тесные связи с Москвой, энергетическое сотрудничество и оружейные сделки", - пишут правозащитники.

Российские власти, как правило, не комментируют подобные заявления.

"Как с Китаем"

Один из авторов письма, лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров, заявил Русской службе Би-би-си, что "под прикрытием вовлечения России в международные институты происходит вовлечение западных политиков в коррупционные схемы путинского режима".

"Мы видим, как отставные политики находят теплые места в газпромовских и иных околокремлевских структурах, - сказал Каспаров. - Фактически за годы путинского правления на Западе появилась целая "пятая колонна" политиков, бизнесменов и журналистов, отстаивающих интересы своего кремлевского работодателя".

Для проигрывания необходимо включить поддержку Java-скрипта и установить новую версию Flash

Запустить в Real Player или Windows Media Player

Именно поэтому он уверен, что немедленного эффекта обращение российских инакомыслящих не возымеет.

"Кремлевская группа поддержки на Западе пустила очень глубокие корни. Одним письмом и даже серией писем ситуацию не изменить, но об этом надо говорить. Если что-то не приносит немедленного эффекта, не значит, что этого не следует делать", - говорит он.

По мнению Каспарова, Европе необходимо снять розовые очки и строить отношения с Россией так, как, например, с Китаем: "Никто не называет его лидеров демократами и не стремится вовлекать в международные институты, предусматривающие выполнение обязательств, противоречащих политике Китая".

Оппозиционный политик считает, что никаких позитивных изменений в России после прихода к власти Дмитрия Медведева не произошло, да и говорить о "приходе к власти" в данном случае можно лишь условно: "Медведев является блогером, а реальная власть по-прежнему в руках Путина".

По мнению Каспарова, властям западных стран следовало бы пристальнее интересоваться происхождением денег российских чиновников и олигархов, немалая часть которых хранится в Европе. "Есть конкретные чиновники, замешанные в нарушениях прав человека или коррупционных скандалах, и Европа вполне могла бы ограничивать их въезд", - полагает он.

"Пусть русские сами разберутся"

Обозреватель Би-би-си Стивен Ик отмечает, что европейские газеты продолжают перепечатывать письмо российской оппозиции. В Британии обращение подхватила Guardian - левоцентристская газета, отражающая достаточно широкий спектр мнений.

По словам обозревателя Би-би-си, на форуме этого издания в первый же день появилось более ста откликов на статью.

"Хотя мы не можем удостовериться на 100% в происхождении этих откликов, подавляющее большинство из них весьма критично оценивают то, что делает Каспаров и его коллеги", - отмечает Ик.

Довольно распространенное мнение, по его словам, выражено в отклике "пусть русские сами разберутся в собственной судьбе". По словам некоторых читателей, Европа "закрывает глаза на происхождение нефти, в которой нуждается" не только в случае с Россией.

"Наибольшее число россиян поддерживают Путина, так что нам нечего критиковать", - существует и такая позиция среди читателей Guardian, констатирует обозреватель Би-би-си.

Спутник и вертолетоносец

Кадр грузинского телеканала "Первый кавказский"

"Первый кавказский" с конца января вещает только через интернет

Возмущение авторов открытого письма вызвали, в частности, два эпизода: переговоры о продаже российским ВМС французского вертолетоносца "Мистраль" и прекращение вещания грузинского русскоязычного телеканала "Первый кавказский" через спутник французской компании Eutelsat.

По словам оппозиционеров, российские военные не скрывают, для чего им нужен современный десантный корабль. Они напоминают сказанные в сентябре прошлого года слова главкома ВМС РФ адмирала Владимира Высоцкого о том, что "Мистраль" смог бы дойти от Новороссийска до берегов Грузии в течение 40 минут.

Пока Россия "оккупирует часть грузинской территории", Запад не должен содействовать усилению ее военной мощи, полагают авторы обращения.

Грузинский телеканал, начавший вещание на российский Северный Кавказ 15 января, был отключен от французского спутника через две недели.

Компания Eutelsat отрицает политическую подоплеку в этом деле, ссылаясь исключительно на коммерческие интересы. Однако авторы письма называют действия французской компании "соглашательством" и нарушением европейских принципов свободы СМИ.

Вертолетоносец "Мистраль"

"Мистраль" берет на борт 450 десантников и 16 вертолетов

Досталось в открытом письме также итальянскому премьеру Сильвио Берлускони - за прошлогоднюю поездку в Петербург на вечеринку в честь дня рождения его "большого друга" Владимира Путина, и бывшему канцлеру Германии Герхарду Шредеру - за продвижение проектов "Газпрома".

"Долг европейских лидеров - твердо выступить в защиту свободы слова и дать понять своим компаниям, что тем не следует быть послушными орудиями кремлевской цензуры. Те же лидеры должны дать понять, что в XXI веке никому не дано оккупировать чужие территории без последствий для себя. На карте - свобода граждан России и честь Европы", - заключают авторы обращения.

Подписи под документом поставили 18 человек, в том числе вдова академика Андрея Сахарова Елена Боннэр, известные диссиденты советского периода Сергей Ковалев, Владимир Буковский, Леонид Плющ, Наталья Горбаневская и Александр Подрабинек, а также лидер Демократического союза Валерия Новодворская, бывший советник Владимира Путина по экономике Андрей Илларионов, журналисты Григорий Пасько и Олег Панфилов.

BBC © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.