Газета Лукашенко нашла след Запада в беспорядках

  • 14 января 2011
Около СИЗО в Минске
Image caption Четверо экс-кандидатов в белорусские президенты удерживаются в СИЗО КГБ

Главная газета страны "Советская Белоруссия", учредителем которой является администрация Лукашенко, утверждает, что послы стран Евросоюза инструктировали оппозицию, а спецслужбы Польши и Германии "приложили руку" к организации послевыборных протестов.

После обнародования предварительных результатов президентских выборов тысячи человек вышли на улицы Минска в знак протеста против переизбрания Лукашенко.

"Нет никаких сомнений, что к событиям 19 декабря приложили руку прежде всего спецслужбы Польши и Германии, которые спланировали и организационно оформили ГК ГП, которая по замыслу должна была стать "новой оппозиционной силой", способной сменить власть в стране", - утверждается в статье "За кулисами одного заговора".

ГК ГП - гражданская кампания "Говори правду!", лидер которой Владимир Некляев баллотировался в президенты, а сейчас содержится в СИЗО КГБ.

В посольствах Германии и Польши не комментируют публикацию. Белорусские "фигуранты" статьи заявляют о фальсификациях и публикации вымышленных фактов.

Кольцо врагов

В публикации "За кулисами одного заговора" Польша названа "полигоном для организационного формирования силы, способной сменить в Беларуси законную власть".

Там, по утверждению авторов, "были устроены специальные и тренировочные лагеря для "активистов", там готовился будущий правящий класс, там согласовывались основные внешнеполитические решения с привлечением дипломатического корпуса".

Роль Германии обозначается ссылкой на протокол допроса анонимного "высокопоставленного функционера" из оппозиции.

"Немцы и организовывали для нас встречу с поляками", - будто бы свидетельствует оппозиционер. И добавляет: "Польша не самостоятельный игрок в такой политике".

В заговор против Лукашенко, как утверждается в публикации, были вовлечены страны Балтии и Швеция, а "некоторые послы стран Евросоюза в буквальном смысле взваливали на себя обязанности инструкторов и попечителей для тех, кто должен был силой и хитростью сменить власть в Беларуси".

"В то время, когда гг. Сикорский (Польша) и Вестервелле (Германия) посещали Минск и официально заверяли Правительство Беларуси в искреннем желании помочь развитию демократии, официальные лица из ряда посольств играли неблаговидную роль поджигателей", - утверждает "Советская Белоруссия".

Подзаголовком к статье "За кулисами одного заговора" газета подчеркивает, что действует "по указанию Главы государства". На пресс-конференции 20 декабря Александр Лукашенко действительно заявил, что дал команду опубликовать в СМИ материалы о роли западных политиков и дипломатов в развитии белорусских событий.

Государственным республиканским газетам дано указание перепечатать скандальную статью, сообщает интернет-издание "Мы". Газета "Советская Белоруссия" обещает продолжить публикацию "разоблачительных" материалов.

Кто напечатает опровержение?

Не объясняя происхождение документа, "Советская Белоруссия" публикует "фрагмент электронной переписки по системе "Скайп", из которого следует, что известный белорусский правозащитник Алесь Беляцкий уточняет суммы, выделенные "на выплаты для репрессированных" и "гонорар для координаторши", с представителем варшавского фонда "Свобода и демократия".

"Не было такого разговора по скайпу", - утверждает Беляцкий, вице-президент Международной федерации прав человека.

Только в этой публикации "Советская Белоруссия" "насчитала" сумму в более миллиона долларов и 32 тысяч евро, якобы выделенную Западом на предвыборные действия оппонентов Лукашенко.

"У меня не было таких денег, о которых говорит СБ", - заявляет экс-кандидат в президенты Ярослав Романчук.

"Это странные цифры, это смешные цифры, они меня порадовали, но не более того", - заметил Романчук в интервью агентству БелаПАН.

По его словам, коллеги в Объединенной гражданской партии над "разоблачениями" посмеялись и посетовали, что даже на автомобиль не хватило денег, ведь заместитель председателя оппозиционной партии ходит пешком.

Андрей Дмитриев, руководитель избирательного штаба кандидата в президенты Некляева, заявляет о намерении подать в суд на главную газету страны.

В Белоруссии, впрочем, не было случая, чтобы подобные иски оппонентов к государственным СМИ удовлетворялись.

Традиционная игра

Печатание "ужасного компромата" на оппозицию и ее "западных покровителей" вошло в традицию, замечает медиа-аналитик профессор Эдуард Мельников.

Мельников обращает внимание, что практически в тот же день негосударственная газета "Народная Воля" опубликовала подробный текст жалобы Белорусского Хельсинкского комитета в Верховный суд, где приведены многочисленные факты нарушения избирательного законодательства и фальсификации итогов голосования, зафиксированные наблюдателями.

"Доказывается, что выборы не могут считаться легитимными, настоящего итога голосования никто не знает. В этой связи становится понятным, почему государственным СМИ и стоящим за ними спецслужбам понадобился заговор", - сказал Би-би-си Мельников.

Профессор называет текст, претендующий на журналистское расследование, бездоказательным.

"Нет аргументации, есть мантра для обывателя: нам очень сильно хотели навредить, разрушить нашу стабильность, но мы успешно отбили зарубежный заговор. Сейчас "горит" в главном белорусском административном доме, его хозяину важнее доказать и своему народу, и западу с востоком, что он легитимен, действенен, решителен и крут", - уверен Эдуард Мельников.

"Путается в показаниях"

Аналитик Александр Класковский отмечает, что на "внешнем направлении" белорусские власти начали "войну на два фронта".

"Официальный Минск, что называется, "путается в показаниях". В эти же дни белорусские дипломаты, начиная с министра иностранных дел Сергея Мартынова, распространяют версию о "руке Москвы" в белорусских событиях. Лукашенко перед выборами также говорил, что его оппоненты финансируются Россией", - пояснил Би-би-си Класковский.

Обвинения в адрес Германии и Польши, стран, которые приложили едва ли не наибольшие усилия для налаживания диалога между Минском и Брюсселем, характеризуют уровень белорусского понимания порядочности в политике, считает аналитик.

"Я думаю, что власти сейчас ведут игру по принципу "как карта ляжет". Если с Россией отношения пойдут более-менее нормально, надо ругать Запад. Если с Москвой не сладится, пропагандистские пушки будут развернуты, - говорит Класковский. - Продолжая, впрочем, ураганный огонь по "пятой колонне" - оппозиции, которая действует в интересах не то востока, не то запада, но все равно враг народа. Надо ведь подсказать этому народу, кто виноват в, увы, неизбежных и скорых для Беларуси экономических трудностях".

Ряд аналитиков утверждают, что официальный Минск готов использовать апробированную схему: давать сигналы о готовности стать союзником то Москвы, то Брюсселя в обмен на финансово-экономические преференции с каждой из сторон.

"Арестованные оппоненты Александра Лукашенко при этом могут стать "разменной монетой" такого торга", - замечает правозащитник Людмила Грязнова.