В Грузии заработал новый русскоязычный телеканал

  • 25 января 2011
Девизы телеканала ПИК
Image caption Судя по девизам, ПИК разделяет западные ценности

25 января в Грузии начал вещание русскоязычный телеканал - "Первый информационный кавказский" (ПИК). В первый день работы его гостем стал президент Михаил Саакашвили, который ответил на вопросы жителей Грузии в прямом эфире.

Руководство телеканала обещает, что он станет источником объективной информации и поможет улучшить качество СМИ в регионе. Однако критики опасаются, что ПИК будет еще одним раздражителем в российско-грузинских отношениях.

ПИК будет осуществлять шестичасовое вещание со спутника HotBird на территорию Северного и Южного Кавказа, Украины, Белоруссии, России, Восточной Европы, а также Турции и Ирана. Передачи канала можно будет также смотреть в интернете.

“Мы хотим, чтобы наш канал смотрели везде, где говорят по-русски, но нашей главной целью является Северный и Южный Кавказ, - сказал на пресс-конференции генеральный директор телеканала Роберт Парсонс.- Единственная информация, которую там получают о Грузии, к сожалению, поступает от российских телеканалов, которые настроены враждебно”.

Однако, руководство ПИК также подчеркнуло, что он не станет замыкаться только на этих регионах или России, и использовать материалы корреспондентов из Киева, Москвы, Анкары, Брюсселя и Вашингтона.

“Канал ПИК - кавказский канал, но он не будет каналом местного значения, - говорится в сообщении руководства телеканала.- Мы намерены представить Кавказу мир, а Кавказ - миру”.

Телеканал предложит зрителю, помимо новостных выпусков, ток-шоу на различные темы, студийные тележурналы и документалистику. Веб-портал ПИК, в свою очередь, включает в себя раздел гражданской журналистики.

Не первый

Image caption По словам руководителей канала, они обладают "внушительной степенью независимости"

Предшественником ПИКа был канал под названием "Первый кавказский", он был отключен от французского спутника Eutelsat год назад, примерно через две недели после выхода в эфир.

Грузия тогда подозревала в этом шаге компании Eutеlsat руку Москвы и даже безуспешно пыталась добиться возвращения в эфир через суд.

Летом прошлого года телеканал был передан в управление компании "Кей-1", учрежденной британским журналистом, бывшим сотрудником Би-би-си, France 24 TV и грузинской службы Радио “Свобода” Робертом Парсонсом и корреспондентом радиостанции “Эхо Москвы”, Екатериной Котрикадзе.

Как объясняет Котрикадзе, сегодня общественное грузинское телевидение является заказчиком, нанявшим "Кей-1".

"Общественное грузинское телевидение заказало нам продукт в виде канала ПИК, - сказала Котрикадзе Би-би-си. - То есть мы являемся частной компанией, которая отчитывается перед грузинским общественным телевидением, но при этом имеет вполне внушительную степень независимости".

По словам руководства телеканала, ПИК будет значительно отличаться от "Первого кавказского" как содержанием, так и качеством материалов.

"Канал абсолютно другой - и по контенту, и по форме, и по виду, - говорит Котрикадзе.- У нас сейчас больше возможностей, мы независимы от техники Первого канала".

"После того как Роберт Парсонс приехал в Тбилиси и привез с собой команду опытных журналистов, было налажено обучение корреспондентов, изменился подход к написанию и съемкам сюжетов и так далее, - добавляет она. - Был обеспечен высший профессиональный уровень, который, я думаю, мы сможем поддержать".

Пропаганда или объективность?

По заявлениям руководства телеканала, он ни в коей мере не будет направлен против кого бы то ни было, в том числе, и против Кремля, и будет вести абсолютно независимую редакционную политику.

"Подобно любому нормальному телевидению на Западе, мы будем критиковать, если будет за что, - сказал Парсонс в интервью Би-би-си.- Но мы не ищем врагов, мы не будем заниматься пропагандой, так как мы понимаем: для нас пропаганда – это смерть".

Однако в том, что телеканал станет еще одним фактором раздражения для Москвы, не сомневаются эксперты как в Грузии, так и в России.

По словам генерального директора Центра политической коньюктуры России (ЦПКР) Сергея Михеева, посредством телеканала Грузия, судя по всему, хочет влиять на общественное мнение на Северном Кавказе.

"Видимо, одна из целей - это расшатывание ситуации на Северном Кавказе и изменение общественного мнения в пользу нынешних властей Грузии в ущерб действующей в России политической власти", - говорит Михеев.

"Трудно пока оценивать объективность реальных информационных материалов, но я подозреваю, что степень влияния действующей грузинской власти будет достаточно большой, - продолжает глава ЦПКР. - Скорее всего, речь все-таки будет идти о пропаганде и, учитывая тяжелое состояние грузино-российских отношений, я подозреваю, что эта пропаганда будет направлена в первую очередь против России".

Однако некоторые грузинские эксперты считают, что при том, какую информацию получают о Грузии россияне, создание русскоязычного канала не только своевременно, но и необходимо.

Image caption На оборудование для нового телеканала было потрачено немало средств

Грузинский политолог Гия Нодия говорит, что создание телеканала стало смелым шагом со стороны грузинского правительства. По его словам, Грузии необходимо вести активную региональную политику, и средства, которые она вкладывает в этот канал, будут оправданы, если канал предложит высококачественный продукт.

"Фактически, грузинское правительство старается соперничать с Россией в русскоязычном информационном пространстве, что важно для Грузии в региональном плане, - говорит Нодия.- Новый канал не должен быть откровенно пропагандистским – это должна быть качественная журналистика, и если этого удастся достичь, то канал сможет в какой-то степени влиять на умы и изменить информационный телепоток на русском языке".

Приглашены "киты журналистики"

По словам издателя газеты "24 саати" Пааты Вешапидзе, канал, который сумел собрать довольно профессиональную команду журналистов, обещает быть успешным.

"Если телеканал будет объективным, он сделает много полезного, и в России узнают правду о Грузии, - говорит Вешапидзе. - Грузия нуждалась в русскоязычном канале, и хорошо, что этот канал будут делать киты журналистики. Шансы на то, что ПИК будет работать по высоким профессиональным стандартом, высоки”.

Кроме Роберта Парсонса, в руководство каналом были приглашены другие британские журналисты: Дэвид Чатер, который с 1976 года работал в зонах конфликта, а последние несколько лет - на арабском телеканале "Аль-Джазира", и Мелани Энсти, которая сотрудничала с телекомпаниями National Geographic и Arte France.

Интернет-страницей канала занялся Зураб Кодалашвили. Он в прошлом сотрудничал с Би-би-си, Си-эн-эн, Рейтер, а также являлся корреспондентом грузинской службы радио “Свобода”.

В то же время, журналист Звиад Коридзе, считает, что учитывая источник финансирования телеканала и его предназначение, о его беспристрастности не может быть и речи. По его словам, недоумение вызывает лишь то, что профессиональные журналисты согласились стать соучастниками этого проекта, поставив при этом под угрозу свою репутацию.

"Журналисты с хорошей профессиональной репутациейсегодня ставят ее под сомнение, - говорит Коридзе. - Они будут делать пропагандистский канал, а это всегда рискованно".

По словам Коридзе, сегодня для Грузии гораздо важнее информирование местной аудитории, чем забота о степени информированности граждан в регионах России.

“Для меня важнее сегодня информировать на свои деньги тбилисского, кутаисского или хобского жителя, но не дагестанского”,- говорит Коридзе.

По словам Парсонса, изначальный бюджет телекомпании составил около 7 млн евро, которые были израсходованы на оборудование, административные нужды, наем и подготовку сотрудников.

Новости по теме