В Молдавии закрыли главный оппозиционный телеканал

  • 6 апреля 2012
Скриншот сайта NIT
Image caption На своем сайте NIT подтверждает информацию о закрытии телеканала, а также сообщает о запланированном на пятницу пикете

Крупнейший молдавский оппозиционный телеканал NIT лишился лицензии на вещание с формулировкой "несоблюдение плюрализма мнений и политического плюрализма".

На то, чтобы постановление Координационного совета по телевидению и радио (КСТР) вступило в силу, понадобился всего лишь один день. Что весьма оперативно для молдавских официальных структур.

В пятницу около 12 часов дня вещание NIT было приостановлено.

По словам директора NIT Аделы Рэйляну, это первый в истории современной Молдавии случай, когда телеканал лишают лицензии. NIT уже пытается опротестовать решение в суде.

"Мы считаем, это чисто политическим решением, так как КСТР подчиняется нынешним властям, – считает Рэйляну. – Последние три года лидеры Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) не раз заявляли, что нужно наказать NIT […] Они закрывают NIT именно в то время, когда поднимаются цены и падает уровень жизни. Им неудобна независимая пресса, им нужны послушные СМИ".

Последнее столкновение NIT с представителями власти произошло в среду, когда премьер-министр Влад Филат на вопрос журналиста канала сказал, что "не отвечает партийным СМИ, которые занимаются манипуляциями и обманом".

"Это была последняя черта"

Председатель КСТР Мариан Показной считает, что другого выхода, кроме как лишить канал лицензии у Совета не было.

"NIT нарушал в течение трех лет принцип плюрализма мнений, – заявил Показной. – Мы проводили множество мониторингов при поддержке европейских экспертов, так что это не только наше заключение".

Правообладатель иллюстрации Reuters
Image caption Телеканал NIT был одним из немногих СМИ, которое освещало массовые акции протеста коммунистов в Молдавии.

По словам главы КСТР последний такой мониторинг был проведен в феврале и показал, что "ситуация не изменилась, а даже стала хуже".

"Весь информационный блок за неделю был однобоким. Это была последняя черта, – говорит Марианн Показной. – Закон предусматривает, что мы должны сначала дать публичное предупреждение, штраф, запрет рекламы, временный отзыв лицензии. Все эти санкции были применены по три раза. Мы давали им много шансов".

Телеканал NIT был одним из немногих СМИ, которое широко освещало массовые акции протеста сторонников партии коммунистов против "узурпации власти Альянсом". И мониторинг, о котором говорят в КСТР, проводился именно в те дни.

"В последнем отчете написано, что NIT призывал граждан к силовому неповиновению властям. Но это неверно, таких призывов не было, – говорит директор канала Адела Рэйляну. – Мы лишь освещали митинги протеста, в которых звучали комментарии простых граждан".

По ее словам, телеканал незаслуженно часто попадал в поле зрения КСТР, а аналитические передачи в отчетах фигурировали как информационные.

Авторитарные тенденции

Кроме несоблюдения плюрализма мнений канал NIT был уличен и в других нарушениях.

Например, контрольные органы отмечали, что в транслируемых фильмах отсутствовали субтитры на государственном языке, а некоторые киноленты были просто скачаны из файлообменных сетей и выходили со строкой типа "Rip By Elektrсihka".

Политолог Богдан Цырдя считает, что, преследуя благую цель соблюдения плюрализма мнений в рамках одного канала, КСТР, фактически, нарушил это равновесие в отношении всей молдавской медиасферы.

"NIT – это единственная площадка, которая дает возможность оппозиции высказывать свою точку зрения, – считает политолог. – Действительно, NIT не раз нарушал Кодекс телевидения и радио, но отзыв лицензии является явным перегибом и даже проявлением авторитарных тенденций".

"Все телеканалы в Молдавии в той или иной форме являются собственностью партий, либо находятся под их контролем. Просто они работают более тонко и грамотно, а не грубо и прямолинейно, как NIT", – добавляет Цырдя.

Председатель КСТР Марианн Показной считает, что в Молдавии понятия "оппозиционный канал" не должно существовать вовсе.

"В Кодексе четко обозначено, что каждый канал должен соблюдать плюрализм мнений, – говорит чиновник. – К тому же национальные частоты, на которых NIT вещает на всю республику, являются государственной собственностью. На них нельзя запускать пропаганду".

Опасный прецедент

Формально Координационный совет по телевидению и радио действовал в рамках закона. Похожими и тоже законными методами в 2008 году находящиеся у власти коммунисты пытались оставить без лицензии оппозиционный канал PRO TV. КСТР их тогда также поддержал.

Член координационного совета Корнелиу Михалаке, отказавшийся голосовать за отзыв лицензии у NIT, уверен, что решение является опасным прецедентом, который несет в себе угрозу для всех молдавских СМИ.

"Я считаю, что это сигнал. Власти сейчас перешли Рубикон. Когда начнется война между олигархами, с таким же успехом могут начать закрывать и другие СМИ, используя КСТР или силовые структуры, которые уже тоже поделены", – считает Михалаке.

По его мнению, формула о "несоблюдении плюрализма мнений" – очень субъективное понятие, которое позволяет закрыть даже самый честный телеканал, а КСТР превратилась в "стерильную структуру", которая не желает портить отношения с нынешней властью.

Новости по теме