Страны Балтии не увидят программы "Человек и закон"

  • 11 октября 2013
Человек и закон
Image caption В Прибалтике прекращена трансляция программы "Человек и закон"

Программа "Человек и закон" российского Первого канала с пятницы больше не будет транслироваться в странах Балтии – из-за скандального выпуска передачи 4 октября, в котором ее авторы представили спорную версию событий в Вильнюсе 13 января 1991 года.

Решение принято владельцем "Первого Балтийского канала" (ПБК), транслирующего программы Первого в Литве, Латвии и Эстонии.

"Понимая свою ответственность перед литовским обществом, Baltic Media Alliance (BMA) предпринял решительные действия. BMA сообщает, что программа "Человек и закон" с этой пятницы не будет показываться на ПБК как программа, не соответствующая общечеловеческим ценностям, моральным и этическим установкам", - цитирует пресс-релиз Baltic Media Alliance балтийский информационный портал DELFI.

"Принизить память о погибших"

Передача "Человек и закон" будет изъята из сетки вещания ПБК в Эстонии и Латвии, в Литве же вещание канала вообще временно прекращено.

Литовская Комиссия по радио и телевидению 9 октября постановила остановить показ всех российских программ ПБК (это около 70% эфирной сетки канала) на территории Литвы на три месяца, однако канал фактически прекратил вещание еще в минувший понедельник – ретранслятор ПБК компания Cgates пошла на такой шаг, не дожидаясь решения комиссии, из-за разразившегося скандала.

Правда, ОБСЕ выразила озабоченность в связи с решением властей Литвы и рекомендовала восстановить вещание ПБК.

"Я призываю комиссию пересмотреть предложенную меру, поскольку она снижает плюрализм СМИ. Любые ограничения противоречивых или иных взглядов на исторические события, даже если это делается в рамках закона, в итоге могут ограничить свободу СМИ", - заявила представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович.

В ответ МИД Литвы выразил разочарование позицией ОБСЕ, назвав ее манипулированием стандартами в сфере свободы СМИ.

"Свободу СМИ нельзя связывать с целенаправленными усилиями принизить память о погибших за свободу Литвы и отрицать историческую память народа", - говорится в заявлении МИД Литвы.

Российская сторона также прокомментировала события вокруг ПБК.

"Очевидно, это представление члена Евросоюза - Литовской республики - о свободе слова в средствах массовой информации", - сказали на "Первом канале" РИА Новости.

"Очевидно, такая неадекватная реакция на сюжет о событиях тех дней в Вильнюсе - тогдашней столице Литовской ССР - свидетельствует, что для властей этой республики не существует, судя по всему, иной истории, нежели та, которую они пишут сами", - заявил представитель МИД России Александр Лукашевич.

Латвия заодно с Литвой

Национальный совет электронных средств массовой информации Латвии, в чьей юрисдикции находится медиахолдинг Baltic Media Alliance, завел административное дело в отношении ПБК.

Как заявил после заседания совета его глава Айнар Димантс, в передаче "Человек и закон" усматриваются нарушения закона об электронных СМИ, а именно той его статьи, которая предписывает СМИ соблюдать достоверное и объективное отражение фактов и событий, способствуя обмену мнениями и действуя согласно общепринятым нормам журналистской этики.

Комиссия радио и телевидения Литвы предложила латвийской стороне рассмотреть вопрос о лишении ПБК лицензии на вещание, однако, как отмечает интернет-издание Lenta.ru, эта статья предусматривает наказание лишь в виде штрафа в полторы тысячи латов (около 3 тыс. долларов).

Как сообщает корреспондент Би-би-си Аушра Радзявичуте, ПБК в Литве значительно менее популярен, чем в Латвии и Эстонии.

По данным холдинга Baltic Media Alliance, в состав которого входит ПБК, канал смотрят около 15 тысяч человек.

"Оскорбляет и унижает"

Причиной запрета телеканала в Литве стал один из сюжетов программы Алексея Пиманова "Человек и закон" от 4 октября, посвященный альтернативной версии событий в Вильнюсе 13 января 1991 года.

В ночь на 13 января на улицы Вильнюса выехали советские танки. У телебашни и здания телецентра люди голыми руками пытались остановить бронетехнику. Погибли 14 человек, сотни людей были ранены.

Генеральная прокуратура Литвы всё еще продолжает расследование событий 1991 года, обвиняя бывших советских военных, учавствовавших в захвате телецентра, в преступлении против человечности - что карается пожизненным лишением свободы.

Авторы программы "Человек и закон" пытались обосновать невиновность советских военнослужащих в гибели 14 человек.

"Все 14 погибших – на совести у литовских провокаторов национального движения "Саюдис", - говорится в аннотации программы на официальном сайте Первого канала.

В сюжете использованы кадры известного фильма "Наши" Александра Невзорова 1992 года, и по сути дела, новое расследование лишь повторяет основные тезисы популярного в начале 90-х тележурналиста: группа "Альфа", захватывавшая телецентр, в людей не стреляла, выполнила приказ, после чего была брошена на произвол судьбы руководством СССР, открестившимся от кровавых событий в Вильнюсе.

"У меня нет сомнений, что содержание показанной ПБК программы оскорбляет и унижает наше государство", - резюмировал в четверг министр культуры Литвы Шарунас Бирутис.

Новости по теме