Китайский журналист-разоблачитель сознался во взятках

  • 26 октября 2013
Чэнь Юнчжоу (кадр из выступления, показанного по китайскому телевидению)
Image caption Невозможно сказать, насколько добровольно Чэнь Юнчжоу раскаялся в содеянном

Арестованный китайский журналист Чэнь Юнчжоу, освобождения которого на этой неделе требовала передовица китайской газеты "Новый экспресс", сознался в преступных деяниях. Его заявление было показано по китайскому государственному телевидению.

Чэнь был арестован по подозрению в намеренном причинении вреда коммерческой репутации государственной машиностроительной компании Zoomlion.

В статьях, опубликованных в гуандунской газете "Новый экспресс", журналист утверждал, что в компании имеют место разнообразные злоупотребления и проявления коррупции. Zoomlion это отрицает.

Китайские государственные СМИ сообщают, что Чэнь сознался в том, что эти утверждения были заведомо ложными и писались за деньги по заказу неназванных третьих лиц.

Выбивание признаний

"Я готов признать свою вину и проявить раскаяние", - произносит журналист на видеозаписи, показанной по китайским телеканалам.

"Страсть к наживе и желание прославиться толкнули меня на этот поступок, на самом деле, меня использовали!", - цитирует его агентство Синьхуа.

Как отмечает корреспондент Би-би-си в Пекине Дэмиен Грамматикас, трудно судить, насколько добровольно Чэнь Юнчжоу сделал это признание.

Китайское уголовное право придает большое значение актам публичного покаяния, и в ряде недавних громких коррупционных дел признания обвиняемых также показывались по телевидению.

Эксперты говорят, что практика выбивания признаний в Китае по-прежнему распространена повсеместно, несмотря на недавно принятые поправки к уголовно-процессуальному законодательству, запрещающие властям принуждать подследственных к самооговору.

Государственные СМИ сообщают, что Чэнь признался в получении взятки, но не уточняют, от кого он ее получил.

Цензура

Газета "Новый экспресс" дважды на своей первой полосе выступала с призывом освободить журналиста. Она пока не отреагировала на его признательные показания.

China Digital Times, группа, ведущая мониторинг китайских СМИ, отмечает, что отдел пропаганды ЦК Коммунистической партии Китая ранее запретил газетам освещать эту тему и велел им также следить за личными аккаунтами журналистов в социальных сетях.

Тем не менее, многие газеты продолжили об этом писать, хотя в отдельных случаях им позже приходилось удалять публикации по требованию цензоров.

Китайская газетная отрасль тщательно контролируется цензорами на местах, следящими за выполнением партийных директив.

Однако в последнее время эта система начала давать сбои.

Так, в этом году цензуре подвергся комментарий с требованием реформ в газете Southern Weekly, выходящей в Гуанчжоу, после чего сотрудники издания объявили забастовку.

Новости по теме