Глава МИД России Лавров обвинил Би-би-си в цензуре

  • 28 июля 2014
  • kомментарии
Сергей Лавров Правообладатель иллюстрации AFP
Image caption Лавров заявил, что отказ Киева от переговоров с сепаратистами - главная проблема конфликта

Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал проявлениями цензуры удаление репортажа Ольги Ившиной с сайта Русской службы Би-би-си и жалобы на телеканал RT в Великобритании.

"Будем надеяться, что наши западные коллеги будут руководствоваться принципами свободы информации и доступа к ней", - заявил Лавров на брифинге.

Глава российского МИДа обвинил власти западных стран в попытках сокрытия информации о крушении малайзийского "Боинга" под Донецком и нежелании замечать того, что он назвал насилием Киева в отношении мирных граждан.

Репортаж "Катастрофа рейса MH17: Би-би-си в поисках Бука" был опубликован 25 июля и впоследствии удален с сайта из-за "его несовершенной структуры и из-за неполного соответствия редакционным ценностям Би-би-си", писал управляющий редактор Ян Ледер. Позже репортаж был опубликован с изменениями.

Параллельно британский медиа-регулятор Ofcom расследует поступившие от зрителей жалобы по поводу предвзятого, по их мнению, освещения крушения "Боинга" международным каналом Russia Today, финансируемым правительством России.

Вопросы к Западу

Лавров заявил, что расследование авиакатастрофы вызывает вопросы и подозрения - например, то, что переговоры диспетчеров до сих пор не обнародованы.

"Мы не понимаем, почему американцы, которые говорят о том, что у них есть какие-то неопровержимые доказательства своей версии (крушения Боинга), почему они эти доказательства не предоставляют?" - спросил глава российского МИДа.

Media playback is unsupported on your device

Летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейс MH17 компании Malaysia Airlines потерпел крушение 17 июля близ поселка Грабово Донецкой области. По данным разведслужб США, самолет был, предположительно, сбит пророссийскими сепаратистами по ошибке. Сами они отрицают причастность к крушению.

Правообладатель иллюстрации AFP
Image caption Лавров уклонился от ответа на вопрос, стоит ли властям Украины вести переговоры с лидерами сепаратистов (на фото - глава самопровозглашенной ДНР)

Лавров выразил надежду на скорое начало переговоров между Киевом и пророссийскими силами на востоке страны, но при этом заявил, что переговоров по Крыму, аннексированному Россией в марте, быть не может. Ситуацию на востоке Украины глава российского МИД сравнил с конфликтом в секторе Газа.

"Россия поддерживает инициативу Египта о прекращении огня. Хотелось бы, чтобы США с такой же настойчивостью добивались прекращения огня на востоке Украины, а не при условии капитуляции ополченцев", - сказал он.

По мнению российского МИДа, главной проблемой украинского кризиса стал отказ официального Киева идти на переговоры с юго-востоком страны.

"Украинские власти последовательно отказываются разговаривать уважительно с юго-востоком, отказываются садиться за стол переговоров и начинать диалог по всем вопросам украинского государства, прежде всего, вопросам конституционной реформы", - сказал Лавров.

Западные страны обвиняют Россию в поддержке сепаратистов, что приводит к эскалации конфликта на востоке Украины.

Удаленный репортаж

Публикация репортажа Ольги Ившиной и последующее его удаление с сайта вызвали бурю эмоций в российских СМИ и блогосфере.

К моменту повторной публикации в нем был скорректирован баланс представленных точек зрения. Туда были добавлены заявление официального представителя Киева о том, что в день крушения над районом трагедии не было украинских военных самолетов, и мнение эксперта о том, могут ли военные самолеты использовать гражданские авиалайнеры в качестве "прикрытия".

Единственный фрагмент, который был удален, - реплика главы контрразведки СБУ Украины Виталия Найды, которая, как посчитали редакторы, не вполне соответствовала теме репортажа.

Рассказы местных жителей, которые, по версии ряда российских СМИ, и стали причиной удаления видео, остались на своем месте.

"Би-би-си не занимается самоцензурой, а рассчитывает на то, что ее журналисты задают вопросы. В том числе и неудобные для собеседников", - написал Ян Ледер.

Предвзятость?

Комментируя ситуацию с RT, глава российского МИДа выразил надежду, что власти Великобритании не будут "вовлекать СМИ в политические игры, заставляя их подстраиваться под конъюнктуру того или иного правительства".

При этом Ofcom представляет интересы не британского правительства, а британских граждан. В организации сообщили, что в отношении Russia Today (RT) поступили четыре жалобы, связанные с репортажами о сбитом самолете, три из которых были связаны с "предвзятостью телеканала" и одна с видеосъемкой жертв катастрофы.

Медиа-регулятор также расследует жалобы на телеканал Sky News из-за кадров, на которых репортер трогает личные вещи одного из погибших в катастрофе.

На прошлой неделе корреспондент телеканала Russia Today в Лондоне Сара Ферт уволилась из-за несогласия с освещением авиакатастрофы малайзийского самолета. По ее словам, редакция "пренебрегала фактами" и откровенно обвиняла украинскую сторону в катастрофе.

Представители телеканала не согласны ни с обвинениями Ферт, ни с теми, которые поступили в форме жалоб в Ofcom.