Борьба за "Рустави-2": суд вмешался в спор о свободе слова

  • 7 ноября 2015
Журналисты телеканала "Рустави-2" Правообладатель иллюстрации AFP
Image caption Телеканал "Рустави-2" является одним из самых популярных в Грузии

Решение суда назначить временных управляющих в телекомпании "Рустави-2" вызвало резкую критику со стороны правозащитников, а также обвинения в том, что власти пытаются повлиять на редакционную политику популярного телеканала.

Народный защитник (омбудсмен) Грузии Уча Нануашвили назвал постановление суда, принятое 5 ноября, необоснованным и нарушающим свободу слова.

Решение о замене руководства в телекомпании, которая известна своей критикой в адрес руководства страны, не осталось незамеченным западными партнерами Грузии.

Посольство США и делегация ЕС в Грузии выразили обеспокоенность по поводу назначения нового руководства в телекомпании, отметив, что подобные меры вызывают серьезные вопросы о независимости правосудия и степени свободы СМИ в Грузии.

Представители правящей коалиции часто обвиняли "Рустави-2" в том, что он служит интересам оппозиционного "Единого национального движения".

Решение суда

Правообладатель иллюстрации Reuters
Image caption Журналисты "Рустави-2" в живом эфире в пятницу. Временные управляющие обещают не увольнять сотрудников телеканала.

Судья Тбилисского городского суда Тамаз Уртмелидзе решил отстранить от работы менеджмент "Рустави-2" на основе обращения адвокатов бывшего владельца канала Кибара Халваши, который пытается вернуть свою долю в телекомпании.

Постановление суда о смене менеджмента в телекомпании последовало за принятым 3 ноября судебным решением в пользу Халваши, который заявляет, что прежние власти вынудили его уступить акции телекомпании.

Суд признал Халваши и его компанию "Панорама" владельцами 100% акций "Рустави-2". Регистрация долей нынешних владельцев телекомпании в публичном реестре должна быть упразднена, постановил судья.

Но возможности требовать незамедлительного исполнения этого судебного решения у Халваши не было, так как за день до этого Конституционный суд по просьбе адвокатов телекомпании принял решение о приостановке действия нормы, связанной с незамедлительным исполнением решения суда первой инстанции.

Генеральный директор телекомпании Ника Гварамия тогда заявил, что подобным решением Конституционный суд спас демократию в стране и главная задача бывшего премьер–министра Бидзины Иванишвили по молниеносному взятию телекомпании не осуществилась.

Но решение суда от 5 ноября, по словам правозащитников, практически свело на нет решение Конституционного суда.

"Фактически судья незаконным определением обошел решение Конституционного суда", - говорится в заявлении 19 неправительственных организаций по поводу принятого судьей постановления.

"Установлена диктатура"

Правообладатель иллюстрации Reuters
Image caption Генеральный директор "Рустави-2" Ника Гварамия заявил, что по своей воле из офиса компании не уйдет

По словам генерального директора "Рустави-2", решение судьи о назначении временных управляющих на 17 страницах можно описать двумя словами - "Установлена диктатура". Он заявил, что не намерен подчиняться этому решению суда и не собирается покидать здание телекомпании.

"Я не выйду из этого здания, приходите и заставьте меня покинуть здание под принуждением", - заявил Гварамия вскоре после того, как стало известно о назначении временных управляющих.

Между тем адвокат Халваши, Паата Салия настаивает, что вмешиваться в работу журналистов его клиент не планирует.

"Наша цель в том, чтобы телекомпания избежала этих политических процессов, чтобы она функционировала в обычном режиме, - заявил Салия. - Изменения, которые осуществляются и уже были зарегистрированы в Публичном реестре, никак не подразумевают создание препятствий журналистской деятельности".

Назначенные временными управляющими Давид Двали и Реваз Сакеваришвили на пресс-конференции, проведенной вместе с Халваши и его адвокатом в пятницу, пообещали, что журналисты телеканала не будут уволены после их прихода.

Позднее Сакеваришвили и Двали заявили, что они приступят к исполнению своих обязанностей лишь после того, как соответствующее постановление суда пройдет все этапы обжалования.

"Опасный прецедент"

Правообладатель иллюстрации AP
Image caption Представители грузинской оппозиции проводят акцию протеста у здания городского суда в Тбилиси в поддержку телеканала "Рустави-2"

По мнению представителей общественных организаций, судебное постановление вызывает немало вопросов, но особую обеспокоенность вызывает та его часть, где речь идет о роли СМИ.

В определении суда, в частности, отмечено, что при освещении событий, вызывающих общественный интерес, должен использоваться метод объективного и справедливого репортажа, а это, при нынешнем руководстве "Рустави-2", считает суд, остается под вопросом.

В заявлении коалиции "За медиа адвокатирование", объединяющей 12 неправительственных организаций, говорится, что подобное регулирование деятельности СМИ судом создает опасные риски для функционирования медиа как института и что объективное освещение является частью решений редакции, а не судебных органов.

По мнению главы Грузинской ассоциации молодых юристов Анны Нацвлишвили, определение судьи необоснованно и создает опасный прецедент, так как даст возможность назначения в СМИ временных управляющих, у которых будут полномочия менять редакционную политику.

Параграфы, которые касаются роли СМИ, вообще не должны были включаться в решение судьи, считает Нацвлишвили. "Роль судьи совершенно не в том, чтобы определять, что должны или не должны обсуждать СМИ. Это не компетенция Тамаза Уртмелидзе, и суд не должен делать этого в демократическом государстве", - говорит она. Вместе с тем, подчеркивает Анна Нацвлишвили, благодаря появлению этих параграфов в судебном постановлении, стало ясно, каким целям оно на самом деле служит.

Правозащитники также сомневаются в том, удовлетворяют ли критериям нейтральности и независимости кандидатуры временных управляющих Давида Двали и Реваза Сакеваришвили, так как речь может идти о конфликте интересов.

Сакеваришвили - бывший директор телеканала "Имеди", а Двали - бывший владелец и со-основатель "Рустави-2", который также пытается вернуть свои доли в этой телекомпании.

На своей пресс-конференции в пятницу Халваши заявил, что в случае его окончательной победы в суде он отдаст половину своей доли в телекомпании Давиду Двали, а также еще одному бывшему владельцу телекомпании Джарджи Акимидзе.

Новости по теме