Новым владельцем российского Forbes стал бизнесмен Магомед Мусаев

  • 30 августа 2018
Магомед Мусаев Правообладатель иллюстрации Vyacheslav Prokofiev/TASS
Image caption Магомед Мусаев

У российского журнала Forbes сменился владелец. Им стал предприниматель Магомед Мусаев. В журнал возвращается Николай Усков, уволенный предыдущим собственником с поста главного редактора. У прежнего владельца Александра Федотова была серия конфликтов с редакцией.

О том, что у российского Forbes сменился владелец, сообщил РБК со ссылкой на источники, близкие к изданию. До сих пор издание принадлежало Александру Федотову и его медиахолдингу ACMG. Новым собственником стал Мусаев, которого "Коммерсант" ранее называл зятем Рамазана Абдулатипова, бывшего главы Дагестана.

В медиахолдинге ACMG подтвердили сделку. В сообщении компании, переданном Би-би-си, также говорится, что исполнять обязанности главного редактора будет Николай Мазурин, а Усков вернется в Forbes на новую позицию - не главного редактора, а редакционного директора. Издателем вновь назначена Наталья Гандурина.

Из сообщения следует, что Мусаев выкупил у Федотова 100% долей компании ACMG, и в рамках этой сделки правообладатель бренда, компания Forbes Media LLC, продлила до 2023 года лицензию на издание Forbes в России. Сумма сделки не уточняется.

Кто такой Магомед Мусаев

Бизнесмен Магомед Мусаев - основатель и президент международного холдинга Global Venture Alliance, он занимается венчурными инвестициями. GVA помогает инвесторам, в том числе из России, вкладывать деньги в технологические стартапы, сказано в сообщении медиахолдинга.

В 2004-2009 годах Мусаев возглавлял ОАО "ГАО "Всероссийский выставочный центр" (ВДНХ). Выходец из Дагестана, окончил Дагестанский государственный медицинский институт.

Вскоре после публикации сообщения о смене собственника журнала в РБК вышла колонка Мусаева под заголовком "Зачем я купил Forbes".

Отвечая на этот вопрос, бизнесмен объяснил сделку "тремя не связанными друг с другом обстоятельствами": читательской преданностью журналу, знакомством с акционерами американского Forbes Media и знакомством с предыдущим владельцем журнала Александром Федотовым.

По его словам, сделка оплачивается целиком из его собственных средств, но ее условия стороны договорились не раскрывать. Мусаев также сообщил о предложении войти в совет директоров журнала его бывшим главным редакторам: Елизавете Осетинской, Максиму Кашулинскому и Эльмару Муртазаеву.

Конфликты в Forbes

Усков был уволен с должности главного редактора Forbes в июне, после чего начал судиться с бывшим работодателем (а Федотов подал к нему иск о защите чести и достоинства).

Ускова сменил Мазурин, который также был уволен после конфликта, вызванного пропажей из августовского номера журнала статьи о бизнесе братьев Магомедовых. По словам сотрудников издания, против этой публикации выступал Александр Федотов, который якобы давил на Мазурина.

Узнав о пропаже текста, редакция подала заявление в прокуратуру, а сама статья появилась на сайте журнала. Вскоре после этого в редакции Forbes отключили электричество, заблокировали сотрудникам доступ к сайту и в тот же день объявили о смене главреда.

Вместо Мазурина исполняющим обязанности главреда был назначен Андрей Золотов, который до этого возглавлял издание Forbes Life.

В сообщении ACMG говорится, что структуры Мусаева возьмут на себя погашение долгов издания, в том числе по налогам. Гандурина и Усков согласились отозвать свои иски к бывшим владельцам журнала. Федотов отзывает встречный иск к Ускову, говорится в пресс-релизе ACMG.

Сотрудники издания в августе этого года жаловались на долги по зарплате и призывали руководство головного офиса американской Forbes Media вмешаться в конфликт. Сотрудники редакции предупреждали, что перестанут ходить на работу, если зарплата не будет выплачена. В последний момент ACMG выплатил долги.

По данным источников Русской службы Би-би-си, ближайший номер журнала поступит в продажу позже обычного из-за долгов перед типографией.

Что говорят в редакции

Вернувшийся на пост и.о. главного редактора Forbes Мазурин сказал Би-би-си, что, по его мнению, смена собственника положительно скажется на работе редакции.

"Прежний собственник не платил гонорары, все это очень сильно нервировало и усложняло производственный процесс. Новый собственник сказал, что погасит долги перед редакцией и контрагентами, и редакция более-менее успокоилась", - рассказал он.

"Отдельно хотел бы отметить, что сделку утвердили американцы, произошло это довольно быстро, а по регламенту это долгий процесс, который может занимать несколько месяцев. Это говорит о том, что новый собственник прошел все проверки и никаких вопросов у них к нему не возникало", - добавил Мазурин.

По его словам, встречи журналистов с новым собственником еще не было. "Я думаю, она произойдет в ближайшее время", - сказал он.

Приглашение бывших главредов в совет директоров Forbes Мазурин назвал механизмом, который мог бы оградить редакцию от вмешательства собственника. "Совет будет определять редакционную политику, стандарты. В случае конфликтных ситуаций совет мог бы собираться и принимать решения", - пояснил он.

По словам Мазурина, Осетинская и Муртазаев предварительно согласились войти в совет директоров. Кашулинский отказался, сославшись на конфликт интересов (он возглавляет издание Republic). Муртазаев в разговоре с Би-би-си подтвердил, что получил от команды Мусаева предложение войти в совет директоров Forbes. После отпуска он решит, принимать ли это предложение.

Усков сказал Интерфаксу, что в его ближайших планах "восстановить нормальную работу". По его словам, в пятницу состоится собрание коллектива Forbes.

Предыдущая смена собственника

Журнал с осени 2015 года входил в структуру издательского дома ACMG, который также издает журналы OK!, L'Officiel и SNC.

Президент издательского дома - Александр Федотов - стал владельцем российской версии журнала Forbes осенью 2015 года, когда немецкая компания Axel Springer продала ему свой российский бизнес, подчинившись закону, запретившему иностранцам владеть более 20% в СМИ.

Осенью 2016 года журнал оказался в центре скандала из-за ежегодного рейтинга зарплат российских топ-менеджеров. В нем фигурировал глава ВТБ Андрей Костин, однако, в отличие от остальных глав компаний, его зарплата указана не была.

Forbes тогда объяснил это тем, что ВТБ не предоставил необходимые данные. При этом, например, в 2013 году журнал судился с "Роснефтью" из-за публикации оценки зарплаты главы компании Игоря Сечина. Тогда Forbes проиграл суд, но публиковать доходы Сечина продолжил.

Как писали "Ведомости", именно Федотова журналисты российского Forbes заподозрили в попытке скрыть зарплату Костина. Автор рейтинга зарплат, редактор Forbes Елена Березанская подтверждала, что информация о вознаграждении была снята по личному указанию владельца ACMG.

Похожие темы

Новости по теме