Рейтер исправил заметку о "Роснефти" после обвинений во лжи

  • 23 апреля 2019
рейтер Правообладатель иллюстрации Getty Images

19 апреля "Роснефть" обвинила информационное агентство Рейтер во лжи и провокации из-за публикации о том, как Венесуэла с помощью российской компании обходит санкции США. Спустя пять дней агентство исправило заметку.

В "Роснефти" назвали "откровенной ложью" публикацию агентства от 19 апреля, вышедшую под заголовком "Венесуэла обходит санкции США, проводя деньги от продажи нефти через Россию".

"Вынуждены констатировать, что Рейтер прекратил деятельность как информационное агентство и средство массовой информации. Эта структура систематически занимается созданием и распространением целенаправленной дезинформации, легализаций слухов в интересах заказчиков, выдумывает информационные поводы с целью нанесения ущерба российской экономике, российским компаниям и российскому государству", - говорится в сообщении на сайте "Роснефти".

"По сути, эти действия являются информационными диверсиями, - сказано в заявлении. - Считаем необходимым обратиться в правоохранительные органы с целью пресечения противоправной деятельности псевдоагентства на территории Российской Федерации".

Источник газеты "Ведомости", близкий к одной из сторон конфликта, уточнил, что "Роснефть" планирует обратиться в ФСБ.

Что разозлило "Роснефть"

В материале Рейтер говорилось, что венесуэльская государственная нефтяная компания PDVSA, в отношении которой США ввели в январе жесткие санкции, начала перенаправлять счета от продажи нефти "Роснефти".

Российская компания, сообщалось в материале Рейтер, моментально перечисляет деньги PDVSA со скидкой к цене продажи, что дает возможность избежать стандартного срока завершения нефтяных сделок, составляющего от 30 до 90 дней, и позже получает всю сумму у покупателя.

Агентство в заметке ссылалось на свои источники и документы. "Деньги оказываются в российских банках или используются для осуществления оставшихся платежей, например, за услуги морских перевозок или фрахт, чтобы не прерывать экспорт нефти", - сказал источник в PDVSA.

Собеседники Рейтер также рассказали, что часть денег проходит через российско-венесуэльский банк "Еврофинанс Моснарбанк", который в марте этого года попал под санкции США.

Что исправлено?

Спустя четыре дня после заявления "Роснефти" агентство Рейтер отредактировало заметку.

"Материал от 18 апреля скорректирован, чтобы прояснить, что Рейтер не мог определить, были ли осуществлены платежи в соответствии с предложенной схемой", - говорится в комментарии к заметке агентства.

В новом варианте материала лишь говорится, что, по информации источника в венесуэльской нефтяной компании PDVSA и документам, с которыми ознакомилось агентство, PDVSA просила по меньшей мере двух своих клиентов провести платежи за венесуэльскую нефть через "Роснефть".

Из этой информации, однако, не следует, что платежи действительно были проведены.

Из статьи также убрали упоминание "Еврофинанс Моснарбанка". Кроме того, агентство опросило четырех экспертов, которые заявили, что не видят в описанной схеме нарушений режима санкций.

Помощь Москвы

Администрация президента Николаса Мадуро с января ведет переговоры с союзниками в Москве о способах обойти запрет, касающийся получения PDVSA выплат от клиентов в долларах, пишет Рейтер и напоминает, что власти России считают санкции США против Венесуэлы незаконными и обещают помогать Венесуэле им противостоять.

В январе этого года лидер контролируемого оппозиций венесуэльского парламента Хуан Гуайдо объявил себя исполняющим обязанности президента. Его признали таковым США и многие другие страны (но не Россия), отказав в признании действующему президенту Мадуро.

После этого агентство Рейтер выпустило серию публикаций о поддержке, которую Москва оказывает Мадуро. Агентство также сообщало о прибытии в Венесуэлу российских военных.

В феврале агентство писало, что после введения США санкций основная часть поставок топлива в Венесуэлу страну приходится на "Роснефть", испанскую Repsol и индийскую Reliance Industries. В марте оно сообщало, что с 2010 года "Роснефть" вложила в проекты в Венесуэле 9 млрд долларов.

Пресс-секретарь нефтяной компании Михаил Леонтьев тогда заявил, что эти цифры "ни на чем не основаны", назвав статью "бабьими сплетнями". Уже тогда он отмечал, что Рейтер в последнее время готовит "откровенно провокационные" публикации о его компании.

"Роснефть", возглавляемая близким союзником [президента России Владимира] Путина Игорем Сечиным, извлекла выгоду из кризиса, еще больше увеличив свою долю в нефтяной отрасли Венесуэлы, обладающей крупнейшими в мире нефтяными резервами", - пишет Рейтер в публикации, которая вызвала гнев "Роснефти".

Статья заканчивается жалобой одного из источников агентства. "Роснефть" покупает нашу нефть по низкой цене, а взамен продает нам очень дорогое топливо, - сказал он. - Мы всегда должны им денег".

Похожие темы

Новости по теме