Протесты оппозиции в России: интернет кипит, ТВ молчит

  • 7 декабря 2011
Активисты прокремлевских движений Правообладатель иллюстрации AP
Image caption В объективы телекамер федеральных каналов попали лишь активисты прокремлевских молодежных движений

Российские федеральные телеканалы полностью проигнорировали послевыборные протесты оппозиции. Несмотря на то, что в центре Москвы два дня подряд собирались тысячи человек, центральное ТВ ограничилось репортажами об акциях прокремлевской молодежи.

В понедельник оппозиции удалось собрать свой самый многочисленный митинг за последние годы: на разрешенную властями акцию на Чистых прудах собрались около шести тысяч человек. По меньшей мере 300 человек были задержаны после того, как попытались провести шествие в сторону Лубянки.

Во вторник представители оппозиции вновь заявили о намерении выйти на улицы, в то время как "Единая Россия" пообещала дать достойный ответ, собрав в центре российской столицы активистов молодежных движений "Наши" и "Молодая гвардия".

В итоге прокремлевские организации 6 декабря в течение всего дня занимали центральные площади Москвы, а оппозиция собралась вечером на Триумфальной площади, где провела несанкционированную акцию в знак протеста против фальсификации результатов выборов в Госдуму, снова завершившуюся массовыми задержаниями.

В то время как российские информационные агентства, сетевые СМИ и представители блогосферы активно освещали происходящее, центральные телеканалы предпочли обратить внимание лишь на митингующую в поддержку "Единой России" молодежь.

Эта тема обсуждается на форуме Русской службы Би-би-си

С "верой в будущее России"

Так, во вторник вечером программа "Время" на Первом канале поведала зрителям о многотысячных митингах в центре Москвы, участники которых "поддержали партию "Единая Россия", а также политику руководства страны".

"Выступавшие поблагодарили избирателей, поддержавших на выборах "Единую Россию", которая, как известно, получила в Государственной Думе абсолютное большинство", - заявила ведущая программы Екатерина Андреева.

Телеканал "Россия 1" в течение трех минут рассказывал о митинге на площади Революции в поддержку партии власти, который прошел под лозунгом "Чистая победа" и, по собственным подсчетам участников, собрал около 10 тысяч человек.

"Всех их сегодня объединяет вера в одно - в будущее России", - заявил корреспондент, дополнив свое высказывание интервью с участником акции, который пояснил, что "Единая Россия" дает людям то, что им нужно, хотя многие этого не понимают".

В вечерних новостях на НТВ корреспондент сообщил о том, как на Пушкинской площади комиссар прокремлевского движения "Наши" Мария Кислицына "призывала молодежь вливаться в движение" и "раздавала свой телефон".

О происходившем во вторник на Триумфальной площади и о том, что акция прокремлевской молодежи стала ответом на оппозиционный митинг на Чистых прудах в понедельник, телеканалы умолчали. Лишь НТВ в информационном выпуске в 23:15 упомянул о Триумфальной.

"Выбросить все Тэфи"

Реакция коллег-журналистов не заставила себя ждать.

"Когда в центре двух столиц нашей с вами пока общей Родины впервые за десять лет выходят тысячи людей, чтобы выразить отношение к выборам, о которых в вашем эфире вещает президент, а вы об этом - ни слова, это непрофессионально", - написал в обращении к телевизионщикам обозреватель радиостанции "Коммерсант FM" Станислав Кучер.

"Вы скрываете от миллионов людей информацию, способную, как минимум, повлиять на их настроение", - заявил журналист, посоветовав сотрудникам новостных служб федеральных телеканалов "выбросить все "Тэфи", полученные за "лучшие информационные программы".

Многочисленные негативные комментарии по поводу освещения телеканалами происходящего в Москве и других городах России появились в блогосфере и социальных сетях.

Правообладатель иллюстрации Facebook
Image caption Группа в Facebook, посвященная субботнему митингу, стремительно набирает популярность

"Побегу домой смотреть какой-нибудь CNN или BBC. Хоть где-то говорят правду о том, что в Москве происходит?!" - написала в "Живом Журнале" пользователь aniusia.

"Скептическая мама, которой я сегодня весь день рассказывала, что у нас в центре творится, только что позвонила и рассказала чудесное. По версии федеральных телеканалов на Триумфальной, оказывается, проходят народные гуляния в честь победы ПЖиВ ["Партии жуликов и воров", как окрестил "Единую Россию" блогер Навальный] на выборах. Люди гуляют и празднуют, а вояки и милиционерские их защищают, да. Помимо праздника в новостях бадминтон", - написал пользователь someoneblack.

В социальных сетях, тем временем, появились призывы выйти 10 декабря на всероссийскую акцию протеста против фальсификации итогов выборов в Госдуму. Группа, созданная в Facebook, объединяет уже более 11 тысяч пользователей, и их количество постоянно растет. Аналогичные группы появились и в других социальных сетях.

Эксперты напоминают, что по такому же сценарию развивались события "арабской весны", оговариваясь при этом, что подобный ход событий в России все-таки вряд ли возможен.

"Лишний раз не нарываться"

Не далее как в начале ноября российский президент Дмитрий Медведев заявил, что не считает нужным вмешиваться в политику российских средств массовой информации и хотел бы, чтобы они более правдиво отражали происходящие события и делали главными действительно важные для людей новости.

"Достаточно посмотреть на то, например, что становится информационным трендом в блогах: есть вещи абсолютно актуальные, и есть вещи, высосанные из пальца", - сказал тогда Медведев.

Однако, как отмечают эксперты, после заявления президента мало что изменилось.

"На практике по привычке последних лет телевидение многих вещей не показывает, и я считаю, что совершенно напрасно", - говорит известный тележурналист Николай Сванидзе, сам работающий на одном из федеральных каналов. - В нынешней ситуации - чем больше и обширнее показываешь, тем лучше у самого государства репутация в глазах его граждан, а с этим сейчас большие проблемы".

По мнению журналиста, молчание телеканалов во время оппозиционных протестов - это "ошибка со стороны тех людей, которые принимают решения".

"Решения принимают те люди, которые так или иначе контролируют ситуацию на основных федеральных каналах. Она контролируется с достаточно высоких этажей государственной власти", - считает Николай Сванидзе.

Незадолго до выборов в Думу интернет-издание "Газета.ру" опубликовала статью, в которой попыталась проанализировать, как изменилась политика и роль телеканалов в последние недели перед голосованием.

По словам собеседников издания, в большинстве случаев руководители каналов и отдельных программ принимают решение о приглашении на эфир того или иного политика интуитивно, лишь в спорных случаях связываясь с чиновниками президентской администрации, курирующими телевидение.

"Половина нашей цензуры - это самоцензура, - признался "Газете.ру" сотрудник одного из федеральных телеканалов. - Мы сами стараемся лишний раз не нарываться и не делать ничего спорного, чтобы проблем не было".

Во вторник журналисты портала Openspace.ru пообщались с сотрудниками прокремлевских медиа, чтобы узнать, как определяется редакционная политика, есть ли цензура и можно ли ей противостоять.

"На системную оппозицию не наезжают, но и не хвалят. Про несистемную оппозицию просто не пишут. Нелицеприятные вещи замалчиваются", - объясняет журналист "Российской газеты", пожелавший остаться неизвестным.

Анонимный сотрудник англоязычного российского телеканала Russia Today отмечает, что уровень независимости у них выше, чем у Первого канала, однако традиционные акции на Триумфальной площади, по словам сотрудника телеканала, "уже надоели", поэтому снимать их нет никакого смысла.

"Если случится революция, мы обязательно снимем. У нас есть такая шутка: сколько русских должно умереть, чтобы мы про это сняли, - трое, сколько европейцев - 10-30, сколько арабов - 20-40, сколько китайцев - не меньше 40", - говорит журналист RT.

Молчание в регионах

Media playback is unsupported on your device

Еще сложнее, как отмечают эксперты, ситуация в российских регионах, где проникновение интернета минимально, зато присутствуют центральные телеканалы, а также СМИ, полностью контролируемые местной администрацией. В результате региональный зритель вообще не знает, что происходит в Москве.

"До 80% информации они получают от телевидения. Если акции в Москве не придут в провинцию через телевидение, то они не станут фактом общественного сознания", - отмечает директор Института социальных технологий Владимир Соколов.

В то же время он подчеркивает, что ситуация с появлением оппозиционных лидеров на российском телевидении стала "более демократичной", правда, ненадолго - лишь перед выборами в Госдуму, и только в отношении парламентской оппозиции.

Что же касается последних выступлений так называемой внесистемной оппозиции, то, по мнению эксперта, все будет зависеть от дальнейшего развития событий.

"В нашем обществе господствует определенная политическая пассивность... С одной стороны, поднять народ сложно, поэтому я считаю, что все затухнет, провинция ничего так и не узнает, Москва успокоится и все будет нормально", - предполагает Соколов, но тут же добавляет: "Опасность заключается в том, что если это выйдет на очень серьезный уровень, то тогда скрыть это уже будет невозможно, и стоит ожидать большого резонанса".

Новости по теме