Увольнения в "Коммерсанте": предупреждение журналистам?

  • 13 декабря 2011
Фотография страницы журнала "Коммерсант-Власть"
Image caption Поводом к увольнению послужили материалы из последнего номера "Власти"

Во вторник стало известно, что владелец издательского дома "Коммерсант" Алишер Усманов уволил генерального директора ЗАО "Коммерсант-Холдинг" Андрея Галиева и главного редактора журнала "Коммерсант-Власть" Максима Ковальского.

Пресс-служба Усманова распространила его заявление: "Для меня остается принципиальной позиция невмешательства в редакционную политику ИД "Коммерсант". Но существуют морально-этические нормы, которые в данном случае были нарушены. СМИ не должны быть площадками для хулиганства".

По имеющимся данным, причиной для увольнения стала публикация в журнале фотографии испорченного избирательного бюллетеня, на котором неизвестный гражданин нецензурно выразился в адрес Владимира Путина.

Между тем, ведущие российские журналисты и редакторы считают, что в данном случае можно было обойтись без увольнений.

Эта тема обсуждается на форуме bbcrussian.com

"Я бы оштрафовал выпускающего или кого угодно на месячный оклад. Реакция Усманова кажется мне неестественной реакцией издателя", - написал главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов в своем микроблоге в Twitter.

"Если бы на бюллетене была надпись про Явлинского, Навального или Зюганова - были бы редактора уволены?" - задается вопросом Венедиктов.

"Я думаю, что редакция погорячилась, поставив этот снимок. Азарт не должен превалировать над разумом. Но делать из мухи слона не следует", - заявил Русской службе Би-би-си директор Фонда защиты гласности Алексей Симонов.

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов раскритиковал отставку Ковальского. "Я считаю это решение скоропалительным. Для меня сегодня мрачный, тяжелый день из-за того, что это произошло. Наверное, надо было сделать "разбор полетов", разобраться в случившемся детально", - сказал Богданов Интерфаксу.

"Да, конечно, какие-то границы редактор здесь перешел. С точки зрения объективности это верно, с точки зрения этики это некрасиво. Наказание должно быть безусловно. Но наказывать человека увольнением - это жестоко. Делается больше медвежья услуга руководству, на это обращается внимание, если уж говорить о последствиях", - сказал член Общественной палаты, главный редактор газеты "Аргументы и факты" Николай Зятьков.

Табуированная лексика

При помощи системы Google легко установить, что знаменитое слово из трех букв с 2000 года употреблялось на сайте "Коммерсант-online" 27 раз.

Российский Закон "О средствах массовой информации" прямо не запрещает использование ненормативной лексики.

Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях квалифицирует ее употребление в общественных местах как мелкое хулиганство.

Кроме того, мат можно расценить как нарушение статьи 130 Уголовного кодекса РФ ("оскорбление"), а также статьи 152 Гражданского кодекса ("унижение чести, достоинства, деловой репутации").

Российское законодательство, равно как языкознание, не содержат исчерпывающего определения табуированной лексики. Одни эксперты относят к ней четыре слова, другие - шесть или семь.

Периодически предпринимавшиеся в советскую эпоху попытки штрафовать уличных сквернословов и развешивать в общественных местах плакаты "Мат - не наш формат!" ни к чему не привели.

Изощренность русской нецензурной брани является для многих россиян предметом своеобразной гордости. Виртуозно владели ею многие высшие руководители и выдающиеся представители творческой интеллигенции. В народе всегда были популярны матерные анекдоты и частушки.

Первое известное произведение русской литературы, в котором употреблялась ненормативная лексика, написал около 250 лет назад Михаил Ломоносов. Полное собрание сочинений А.С.Пушкина содержит ряд произведений, в которых отдельные слова заменены многоточиями.

Запрет на употребление табуированных слов в публичной сфере строго соблюдался до конца советской эпохи. В современной России царят более свободные нравы, однако в печатных публикациях они, как правило, заменяются первой буквой с многоточием, а в эфире - "запикиваются".

Русская служба Би-би-си попросила прокомментировать случившееся в издательском доме "Коммерсант" известных журналистов.

Анна Качкаева, журналист "Радио Свобода", декан факультета медиакоммуникаций НИУ-ВШЭ

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Image caption Анна Качкаева

Мне кажется, что это вполне показательная история, потому что ясно, что сейчас мы можем долго спорить и все об этом готовы говорить, насколько уместно употребление в качественном журнале тех слов на фотографии.

Они теперь служат упреком в нарушении журналистской этики. Но тут можно возразить, потому что в эфире федеральных каналов по 7-8 минут иногда идут "запикивания" наших певцов и господ из шоу-бизнеса. И это почему-то никого не беспокоит, но это частности.

Мне кажется, безусловно, что можно разговаривать об этике, о стандартах, о профессии - очень только показательно, что это случилось в связи с номером, который весь посвящен фальсификации выборов, в котором крайне недвусмысленная обложка, о которой как-то теперь все не говорят. И мне кажется, что именно совокупность причин и стала поводом для обид. И, конечно, это желание продемонстрировать, мол, имейте в виду, все те, кто уже писал и еще будет писать.

Я разделяю мнение Алексея Венедиктова. Если бы это была другая фамилия, вряд ли бы журналисты были уличены в нарушении этики.

Дмитрий Муратов, главный редактор "Новой газеты"

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Image caption Дмитрий Муратов

Журналисты как обычно допустили правду. Журналу "Власть" это свойственно. Газета "Коммерсант" может по-разному меняться, поскольку она слишком на виду, а журнал "Коммерсант-Власть" очень последовательно придерживается своих тестов, с помощью которых он исследует политическую ситуацию в обществе.

Мы эти тесты прекрасно помним - начиная от автобиографий, которые пишут известные писатели за политиков и заканчивая тем, как они делали, изучая кавказские голосования и как они влияют в целом на Россию. Это их творческий метод, тестирование с помощью интересных на мой взгляд придумок.

Но свобода журнала "Власть" пришла в прямое противоречие с бизнес-интересами Алишера Усманова. Очень это невыгодно Усманову, у которого теснейшие связи с властью - не с той, которая в кавычках, а той, которая думает, что она без кавычек. Интересы бизнесмена Усманова пришли в противоречие с высочайшими профессиональными стандартами журналистов "Власти".

Я думаю, что в чем-то Венедиктов прав, но это по совокупности заслуг. Крупный российский бизнес, особенно связанный сделками интересов с крупнейшими чиновниками России, предпочитает зафиксировать убытки в медийном поле, нежели чем в реальном бизнесе. Я хочу заметить, что к Усманову отношусь с большим уважением, но так относиться к своим ресурсам не стоит, это плохо заканчивается. Это метод управления прессой.

Новости по теме