Уральскую журналистку Аксану Панову судят по 4 эпизодам

  • 3 июля 2013
Аксана Панова
Image caption На деньги от продажи акций "Ура.ру" Аксана Панова основала новый медиаресурс

Руководитель популярного уральского интернет-портала Аксана Панова признала факт обналичивания денег для выплат "серой" зарплаты своим сотрудникам, однако отрицает обвинения в вымогательстве.

Суд над бывшей владелицей екатеринбургского интернет-издания "Ура.ру", обвиняемой в мошенничестве и вымогательстве, начался в среду. Панова считает дело сфабрикованным и политически мотивированным.

Прокурор зачитал обвинительное заключение по четырем инкриминируемым Пановой эпизодам.

Выступая в суде, Аксана Панова заявила, что не понимает сути предъявленных ей обвинений и не признает себя виновной.

По ее мнению, местные власти в лице нынешнего губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева преследуют Панову за критику в свой адрес, публиковавшуюся на "Ура.ру", и за статьи о коррупции в органах власти.

В то же время оппозиционные политики указывают на то, что у "Ура.ру" были периоды тесного сотрудничества с администрацией Свердловской области, и называть сайт оппозиционным было бы неверно.

В начале заседания судья Ленинского районного суда Екатеринбурга зачитал открытые письма в поддержку Пановой, в которых, в частности, актриса Чулпан Хаматова, музыкант Андрей Макаревич и тележурналист Александр Любимов призывают суд непредвзято рассмотреть сфабрикованное, на их взгляд, дело Пановой.

Ранее свое заключение по этому делу обнародовал член Совета по правам человека при президенте России Евгений Мысловский, бывший старший следователь по особо важным делам при прокуратуре РСФСР. По его мнению, следствие было проведено небрежно, без проникновения в детали, а обвинения в адрес Пановой надуманны.

На первое заседание Ленинского суда Екатеринбурга явился только один из потерпевших, чьи показания легли в основу четырех уголовных дел против Аксаны Пановой, - представитель нынешних хозяев "Ура.ру" холдинга BF TEN Holding GmbH.

Четыре эпизода

Первое обвинение касается деятельности бизнесмена Константина Кремко. В 2006-2007 годах "Ура.ру" писало о том, как Кремко, пользуясь поддержкой своего отца, чиновника областного правительства, участвовал в захвате земель на озере Балтым. Спустя пять лет Кремко подал в полицию заявление, что Панова вымогала у него деньги за прекращение серии критических публикаций. Платить 1 миллион рублей Кремко не стал. Когда точно имел место факт вымогательства, сейчас он уже не помнит.

Согласно материалам по второму эпизоду, генеральный директор "Областного ТВ" Антон Стуликов опасался критических публикаций в его адрес на "Ура.ру", и Панова якобы вымогала у него деньги за молчание. Платежи на общую сумму в 3 млн рублей официально переводились безналичными платежами от "Областного ТВ" на счет "Ура.ру".

Статья о вымогательстве денег российского Уголовного кодекса предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы.

Кроме этого Панова обвиняется в хищении 100 тыс. рублей у компании "Остров": деньги были переведены за информационные услуги, которые в результате не были оказаны. Панова утверждает, что договора с "Островом" не подписывала и отправила деньги обратно адресату, как только они пришли на счет "Ура.ру".

По четвертому делу Панову обвиняют в присвоении более 12 млн рублей, которые она перечислила со счета возглавляемого ею интернет-портала на счета номинальных организаций и затем обналичила для того, чтобы потратить на собственные нужды.

Панова признает факт обналичивания денег, но утверждает, что потратила их на зарплаты сотрудникам "Ура.ру", которые всегда платились на портале по "серой" схеме. Аксана Панова подписала явку с поличным о невыплате налогов с этой суммы, однако ее заявление отказались принять в полиции.

Во время первого заседания суд успел допросить представителя холдинга BF TEN Holding GmbH, однако выяснилось, что он не знает подробностей финансового функционирования "Ура.ру" и не может обосновать сумму ущерба, причиненного Пановой новому владельцу портала.

Аксана Панова продала контрольный пакет акций "Ура.ру" за 5 млн долларов австрийскому холдингу BF TEN Holding GmbH накануне парламентских выборов 2011 года.

Атака на ура

Заказной характер дел против нее Панова иллюстрирует тем, что все они были заведены одновременно, однако касаются не связанных между собой событий, произошедших в разное время.

Во время следственных действий Аксана Панова жаловалась на бесчеловечные условия, в которые намеренно, по ее мнению, ее поставили следователи: несмотря на беременность и в целом слабое здоровье, ее допрашивали по многу часов, не давая отдохнуть.

Беременность пришлось прервать на позднем сроке.

В ноябре 2012 года редакция "Ура.ру" сообщила о прекращении деятельности после прошедших в рабочем помещении обысков. Позже суд признал незаконными обыски в редакции "Ура.ру".

После ухода Пановой с поста главного редактора "Ура.ру" портал возобновил свою работу, и его возглавил бывший заместитель Пановой и сооснователь портала Михаил Вьюгин.

На данный момент Аксана Панова является шеф-редактором информагентства "Znak.com", которое, по ее словам, она основала на деньги, полученные от продажи акций "Ура.ру". Также она остается владельцем 49 процентов акций "Ура.ру".

В апреле этого года в совет директоров "Ура.ру" по желанию Аксаны Пановый был введен ее близкий друг Евгений Ройзман, глава екатеринбургского фонда "Город без наркотиков".

"Джинса" или вымогательство?

Аксана Панова утверждает, что никогда не вымогала деньги за непубликацию критических статей на "Ура.ру", но признает, что так называемые "договоры информационного сотрудничества" являются обычной формой зарабатывания денег подконтрольных ей СМИ.

Фактически речь идет о регулярной публикации на "Ура.ру" проплаченных публикаций без указания рекламного характера материала, известных в журналистике как "джинса".

Панова признала, что почти треть материалов на "Ура.ру" носила заказной характер.

Подобные публикации запрещены российским законом о СМИ.

По словам Пановой, один из таких договоров был заключен "Ура.Ру" и администрацией бывшего свердловского губернатора Александра Мишарина, при этом плательщиком выступало "Областное ТВ". Теперь, по ее словам, следствие пытается выставить это дело так, что она получала деньги от гендиректора телеканала за "молчание" о порочащих его фактах (каких именно, следствие не уточняет).

Уральский оппозиционный политик Леонид Волков, ныне руководящий предвыборным штабом Алексея Навального на выборах мэра Москвы, некоторое время назад высказал уверенность в том, что дело против "Ура.ру" вызвано конфликтом с силовиками. "Нынешняя атака на "Ура.Ру" является следствием недавних наездов со стороны информагентства на губернатора Куйвашева и силовиков (замгенпрокурора по УрФО Пономарева и начальника милицейского главка Бородина)", - написал Волков в своем блоге.

Вместе с тем Леонид Волков выразил недоумение тем, что "Ура.ру" называют "оппозиционным" порталом: "Ура.Ру" было верным агитлистком губернатора Мишарина, пока сидело на контракте с резиденцией, потом контракт закончился, и губернатор Мишарин вдруг перестал быть эффективным менеджером. И так далее, и до бесконечности".

Следующее заседание суда по делу Аксаны Пановой назначено на 5 июля.

Новости по теме