Суд лишил регистрации информагентство "Росбалт"

  • 31 октября 2013
Агентство Росбалт
Image caption Мировой суд дважды оштрафовал главного редактора "Росбалта" на 10 тыс. рублей

Мосгорсуд признал недействительным свидетельство о регистрации информационного агентства "Росбалт" из-за публикации двух видеороликов, содержащих ненормативную лексику. Руководство "Росбалта" намерено обжаловать судебное решение.

Суд удовлетворил иск Роскомнадзора, который требовал прекращения деятельности агентства, так как оно "дважды злоупотребило свободой массовой информации".

Как сообщил Би-би-си главный редактор "Росбалта" Николай Ульянов, оба ролика были опубликованы на сайте агентства в июле. Вскоре после этого пришло два предупреждения от Роскомнадзора, и ролики были удалены с сайта.

"Мы решили, что раз у надзорного ведомства есть претензии, то лучше мы обезопасим себя и полностью от них избавимся. Однако 4 октября из новостей на сайте Роскомнадзора мы узнали о том, что нас собираются лишить регистрации", - сказал Ульянов.

На прошлой неделе мировой суд Кунцевского района Москвы дважды оштрафовал главного редактора "Росбалта" на 10 тысяч рублей за размещенные на сайте ролики с нецензурной бранью.

Решение о штрафах было обжаловано, и представители "Росбалта" в четверг просили Мосгорсуд приостановить производство по иску Роскомнадзора до рассмотрения этих жалоб. Однако судья отклонила эти ходатайства.

Как сообщила журналистам основательница проекта Наталия Черкесова, руководство агентства пока не решило, будет ли подавать новую заявку на регистрацию в качестве СМИ, если Верховный суд оставит в силе решение Мосгорсуда.

Проколотый диск

Один из роликов, вызвавших претензии надзорного ведомства, был привязан к статье о панк-группе Pussy Riot, а другой - к материалу о задержании в Краснодаре уроженца Северного Кавказа.

Адвокат "Росбалта" Дмитрий Фирсов в беседе с bbcrussian.com сказал, что размещенные на сайте агентства ролики были отредактированы, а все бранные слова в них были заглушены в соответствии с правилами публикации подобных материалов.

Фирсов также отметил, что мировой судья Кунцевского района привлек к участию в деле в качестве независимого специалиста начальника отдела Роскомнадзора, хотя по закону это должно быть незаинтересованное лицо.

Кроме того, по словам Николая Ульянова, часть доказательств, представленных агентством в суде, была испорчена, так как "сотрудники Роскомнадзора пробили дыроколом диск с записью".

Между тем в пресс-службе Мосгорсуда сообщают, что "Росбалт" не представил суду никаких доказательств того, что видеоролики изначально были поставлены на сайт в отредактированном виде.

А тот факт, что ролики были незамедлительного удалены с сайта "косвенно свидетельствует о признании ответчиком наличия материалов с нецензурной лексикой", - отмечают в Мосгорсуде.

Опасный прецедент

Решение Мосгорсуда по "Росбалту" вызвало беспокойство у многих представителей российских СМИ и правозащитников.

Глава Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов в интервью агентству РИА Новости отметил, что на главреда "Росбалта" уже были наложены штрафы за размещение роликов, а "два раза наказывать за одно и то же - это противоречит Конституции".

Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев назвал решение суда "очень опасным прецедентом". "Это продуманный шаг со стороны государства, которое дает понять средствам массовой информации, что толкование того или иного закона может привести к закрытию СМИ", - заявил Гусев Интерфаксу.

"Мне представляется , что суд аннулировал госрегистрацию Росбалта необоснованно", - написал в своем Twitter главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов.

С критикой судебного решения выступила и международная правозащитная организация "Репортеры без границ". Как отмечается в заявлении правозащитников, "закрывать информагентство лишь за размещение материалов, содержащих нецензурную лексику, было бы абсурдно и непропорционально".

Информационное агентство "Росбалт" основано в 2001 году, имеет главные офисы в Москве и Санкт-Петербурге. По данным компании "Медиалогия", в 2012 году портал агентства стал самым цитируемым информационным ресурсом Санкт-Петербурга.

Новости по теме