Главред "Ленты.ру" Галина Тимченко отправлена в отставку

  • 12 марта 2014
  • kомментарии

Конец Lenta.ru?

Галина Тимченко Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Image caption Галина Тимченко работала в издании "Лента.ру" с момента основания сайта

Главный редактор одного из самых популярных российских интернет-СМИ "Лента.ру" Галина Тимченко оставляет свою должность по решению владельца компании "Афиша-Рамблер-SUP" Александра Мамута, сообщается на сайте издания.

Новым главредом назначен Алексей Гореславский, до 2013 года возглавлявший прокремлевское интернет-издание "Взгляд.ру". Он вступает в должность сразу же, с 12 марта.

Посещаемость сайта "Лента.ру" оценивается более чем в 11 млн читателей в месяц.

"Это в чистом виде политика. Никаких профессиональных претензий к Галине Тимченко не предъявлялось", - заявил в интервью Русской службе Би-би-си Антон Носик, основатель компании SUP Media, покинувший ее более года назад.

В общем заявлении сотрудников "Ленты.ру" смена главного редактора названа прямым давлением на журналистов. В нем, в частности, говорится: "За последние пару лет пространство свободной журналистики в России драматически уменьшилось. Одни издания напрямую управляются из Кремля, другие — через кураторов, третьи — редакторами, которые боятся потерять работу. Некоторые СМИ закрылись, иные закроются в ближайшие месяцы. Беда не в том, что нам негде работать. Беда в том, что вам, кажется, больше нечего читать. Мы, безусловно, предполагали, что придут и за нами".

Журналистское сообщество с негодованием откликнулось на новость об увольнении Галины Тимченко.

"Событие, конечно ожидаемое, и довольно давно. Обращает на себя внимание скорость принятия решения после оглашения формального повода. Но и это не удивляет - по законам военного времени теперь так. Галина Тимченко, большое спасибо", - написал в соцсетях Илья Булавинов, руководитель сайта агентства РИА Новости, находящегося в стадии преобразования в холдинг "Россия сегодня" под руководством Дмитрия Киселева.

"На Гореславского работать не буду, уверен, не только я", - написал в "Твиттере" обозреватель "Ленты.ру" Илья Азар.

Политическим назвал решение о смене главреда "Ленты.ру" главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов.

В рунете оперативно создан сайт "памяти российской журналистики", на страницах новоназначенного редатора сайта Гореславского в соцсетях посетители пишут: "Лента, живи!" и другие призывы.

Галина Тимченко работала в издании с момента основания, а руководила "Лентой.ру" с 2004 года.

Утром в среду Роскомнадзор направил письменное предупреждение "Ленте.ру" за публикацию интервью с одним из лидеров украинского движения "Правый сектор", в котором содержалась ссылка на другой материал другого сайта под заголовком "Дмитро Ярош: "Рано или поздно, но мы обречены воевать с Московской империей".

В ведомстве посчитали публикацию материала нарушением российского законодательства и напомнили о том, что два письменных предупреждения надзорного органа, полученные в течение 12 месяцев, являются основанием для заявления в суд о прекращении действия свидетельства о регистрации СМИ.

Однако насколько связано это предупреждение с отставкой Тимченко, не ясно.

10 марта "Лента.ру" опубликовала интервью с лидером киевского отделения украинской организации "Правый сектор" Андреем Тарасенко "Мы - не вооруженные силы".

Интервью содержало ссылку на материал, в котором Дмитро Ярош утверждал, что рано или поздно их организация будет обречена воевать с "Московской империей".

Это же утверждение украинского активиста можно найти в интервью, опубликованном в 2008 году на признанном в России экстремистким сайте "Кавказ-центр".

По требованию ведомства ссылка на материал, в котором, согласно Роскомнадзору, содержатся высказывания, направленные на возбуждение национальной розни, удалена, отмечают в "Ленте.ру".

Ярош - лидер украинской организации "Правый сектор" - наиболее радикальной из сил, участвовавших в протестах на киевском Майдане. Он заявил о своем намерении баллотироваться в мае в президенты Украины.

В среду Басманный суд Москвы санкционировал заочный арест лидера украинского движения "Правый сектор" Дмитрия Яроша, которого обвиняют в призывах к терроризму. Ранее Россия объявила Яроша в международный розыск.

Волна отставок в российских медиа

За последнее время российское медийное пространство претерпело серьезные трансформации, затронувшие СМИ совершенно разного спектра - от таблоида "Аргументы и факты" - во вторник стало известно, что правительство Москвы приобрело газету - до информационного агентства "Росбалт": в конце октября Мосгорсуд признал недействительным свидетельство о регистрации информационного агентства "Росбалт" из-за публикации двух видеороликов,содержащих ненормативную лексику.

"Звенья гребаной цепи" - такое название с подачи журналиста Филиппа Дзядко закрепилось за чередой громких увольнений в медиа (сам журналист в июне 2012 года покинул пост главного редактора журнала "Большой город").

В середине февраля акционеры радиостанции "Эхо Москвы" досрочно прекратили полномочия генерального директора радиостанции Юрия Федутинова, который занимал этот пост с 1992 года, его сменила Екатерина Павлова, которая до этого была главным редактором редакции централизованных программ и заместителем председателя государственной радиостанции "Голос России".

Главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов назвал в интервью Русской службе Би-би-си решение акционеров о замене Федутинова "нечестным и несправедливым".

Юрий Федутинов предположил, что его уход связан с новой концепцией, которую реализует "Газпром-Медиа" после приобретения новых активов.

"Я как менеджер для себя представляю, что в рамках приобретения очень больших радиоактивов там происходит какая-то реструктуризация и появилось какое-то видение. Мы ["Эхо Москвы"] достаточно самостоятельной структурой всегда были, а, по всей видимости, в рамках холдинга, конечно, нужна какая-то более выстроенная вертикаль", - заявил РИА Новости Федутинов.

Осенью 2013 года стало известно о смене руководства "Газпром-Медиа" - гендиректором холдинга вместо Николая Сенкевича стал экс-министр печати и бывший советник президента России Михаил Лесин. Он приобрел 100% акций "ПрофМедиа" у "Интерроса" Владимира Потанина.

По словам Михаила Лесина, объединенный холдинг будет представлять собой "структуру другого уровня, более высокого".

С фигурой Михаила Лесина связывали и решение о ликвидации агентства РИА Новости и создании на его основе агентства "Россия сегодня". Главой нового агентства российский президент назначил известного своими неоднозначными высказываниями журналиста Дмитрия Киселева.

Этим же указом Владимира Путина была ликвидирована государственная радиостанция "Голос России".

Под угрозой закрытия оказался частный телеканал "Дождь" после того как попытался провести опрос к 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда.

Вопрос был сформулирован следующим образом: "Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?".

Опрос вызвал волну возмущения, телеканал снял опрос, редакция принесла извинения.

После этого в суды Санкт-Петербурга начали поступать иски к телеканалу, а законодательное собрание города обратилось к генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой принять против телеканала санкции вплоть до закрытия.

Вскоре после этого операторы кабельного телевидения провели веерное отключение телеканала, в результате "Дождь" находится на грани закрытия.

В октябре 2013 года новым президентом издательского дома "Коммерсант" назначили Владимира Желонкина - ранее он занимал пост заместителя полпреда президента в Центральном федеральном округе.

Череда громких отставок в "Коммерсанте" началась еще в декабре 2011 года после выхода номера журнала "Коммерсант-Власть", посвященного выборам в Государственную думу.

Недовольство владельца "Ъ" Алишера Усманова вызвал ряд публикаций, в том числе фотографии избирательного бюллетеня с нецензурным посланием в адрес тогдашнего премьер-министра Владимира Путина.

Вместе с главредом журнала Максимом Ковальским своего поста тогда лишился и гендиректор ЗАО "Коммерсант-Холдинг" Андрей Галиев - это стало первым случаем, когда медиамагнат публично вмешался в редакционную политику издания.

Спустя полгода настала очередь гендиректора ИД "Коммерсант" Демьяна Кудрявцева.

В ноябре 2012 года из "Коммерсанта" ушел известный журналист Олег Кашин.

Весной 2013 года издание один за другим покинули главный редактор сайта Илья Булавинов, главный редактор радио "Коммерсант-FM" Алексей Воробьев, глава фотослужбы Эдди Опп и директор информационного центра Михаил Лукин.

Назначенный на место Воробьева исполняющим обязанности Константин Эггерт недолго возглавлял "Коммерсант-FM": он ушел, не проработав в этой должности и четырех месяцев.

Пост главреда радиостанции заняла Мария Комарова, работавшая ранее заместителем мэра Саратова по идеологии.

В конце 2012 года Александр Мамут стал единственным владельцем "СУП Медиа". В марте 2013 года главный редактор портала Михаил Котов, руководивший сайтом с 2010 года, покинул свой пост.

Роман Баданин уволился из-за снятия с сайта проекта о нарушениях на выборах, который "Газета.ру" делала совместно с правозащитной организацией "Голос"