"Ополченец ЛНР, взорвавший танк", уже три года как мертв

  • 10 июля 2014
Украинский танк Правообладатель иллюстрации AP
Image caption Историю об ополченце, якобы бросившемся под танк, распространили десятки крупных изданий

Множество крупных российских СМИ опубликовали историю об ополченце Александре Скрябине, бросившемся под танк со связкой гранат. Об этом журналистам якобы рассказали друзья героя.

Тем не менее журналисты и активисты быстро обнаружили, что опубликованная фотография "ополченца" взята из аккаунта в "Одноклассниках" некого Александра Скрябина, умершего, судя по комментариям друзей, в 2011 году.

Мужчина и правда жил в Молодогвардейске в Луганской области, однако предположительно умер от рака, а отнюдь не под "вражеским танком".

Во вторник репортаж о сепаратисте из самопровозглашенной "Луганской народной республики" Александре Скрябине появился на портале LifeNews с заголовком "Жители юго-востока Украины сегодня сообщают о гибели своего земляка".

В видеоматериале также была показана фотография Скрябина, взятая из сообщения в "Твиттере". По-видимому, первоначальным источником легенды об ополченце стала публикация в группе "Сводки от Стрелкова Игоря Ивановича" в социальной сети "Вконтакте".

За несколько часов историю опубликовали десятки российских СМИ, в том числе "Вести", "Russia Today" и агентство Интерфакс, процитировавшее слова "друга" погибшего ополченца.

Количество материалов о погибшем под танком Скрябине в Google составляет несколько тысяч.

Правообладатель иллюстрации Twitter
Image caption С подобными подписями фото Скрябина распространялось в соцсетях

В пресс-службе ВГТРК отказались прокомментировать, каким образом непроверенная информация оказалась опубликована на сайте "Вестей". По словам представителя пресс-службы, телекомпания не собирается комментировать "каждое слово и кадр".

Пресс-служба Russia Today пояснила, что заметка об ополченце была опубликована на основе материала "Вестей". Позже в четверг телекомпания опубликовала опровержение.

"Информация не соответствовала действительности: Александр Скрябин, на которого ссылаются в материале, скончался в 2011 году", - говорится на сайте телекомпании.

Ошибки или пропаганда?

С момента начала кризиса на Украине в социальных сетях были опубликованы тысячи сообщений об убийствах и зверствах, якобы совершавшихся участниками конфликта с обеих сторон, многие из них с трудом выдерживают даже беглую проверку на достоверность.

Правообладатель иллюстрации YouTube
Image caption Российские телеканалы так и не пришли к общему мнению, кем же был Андрей Петхов

Для противодействия пропаганде и валу фальшивых сообщений, на Украине был запущен проект Stopfake, где регулярно разоблачаются недостоверные публикации.

В ходе событий на Украине многим российским и украинским изданиям не удалось вовремя опознать фейки.

В мае телеканал "Россия 1" в выпуске новостей проиллюстрировал сюжет о Славянске видеорядом с Северного Кавказа двухлетней давности.

В апреле крупный скандал разыгрался, когда сразу два федеральных канала - "Россия 1" и "НТВ" - выпустили в эфир сюжеты с Андреем Петховым, который в одном случае представился сторонником федерализации Украины, а в другом о нем было сказано как о "наемнике", приехавшем поддержать "майдановцев".

В марте "Первый канал" проиллюстрировал сюжет о прибывающих в Россию украинских беженцах кадрами, снятыми на украинской границе с Польшей; впоследствии этот ролик был удален.

Новости по теме