РБК ведёт внутреннее расследование о заказных статьях

  • 26 сентября 2014
страница Шалтая Правообладатель иллюстрации b0ltai.org
Image caption Представитель "Анонимного интернационала" под ником Шалтай-Болтай обещает новые громкие публикации "об изнанке российской политики"

Медиа-холдинг РБК проводит внутреннее расследование в связи с опубликованной анонимными хакерами перепиской, из которой следует, что власти Москвы массово оплачивают публикации во многих изданиях. Другие СМИ отметают обвинения или не комментируют их.

"В связи с гипотезой, что сотрудник РБК в рабочее время и с рабочей почты занимался рекламно-информационными размещениями на сторонних площадках, мы проводим внутреннее расследование", - сообщила bbcrussian.com пресс-секретарь РБК Злата Николаева.

Она добавила, что если гипотеза подтвердится, то этот работник будет уволен.

Действующая в интернете группа "Анонимный интернационал" на этой неделе выложила, как утверждается, содержание взломанных электронных почтовых ящиков сотрудника политтехнологической фирмы "Московские информационные технологии" Антона Бушуева с разными средствами массовой информации.

Из переписки следует, что МИТ организовывала и оплачивала массовое размещение в общероссийской и городской прессе - бумажной, эфирной и сетевой - статьи нужного властям содержания, в частности, на тему выборов в Московскую городскую думу 14 сентября.

С Антоном Бушуевым bbcrussian.com в четверг и пятницу связаться не удалось: его рабочий телефон не отвечал.

Медиа-холдинга РБК эти предполагаемые разоблачения касаются в незначительной степени: в одном из опубликованных писем - как утверждается, посланном сотрудником рекламного отдела РБК Бушуеву - содержатся лишь ссылки на статьи в других интернет-изданиях.

"Нативная реклама"

Что касается размещения заказных статей в изданиях самого РБК, то Злата Николаева ответила Русской службе Би-би-си следующее: "У нашего холдингового рекламного агентства "Эдлайн" есть контракт с МИТ на размещение информационных материалов на ресурсах нашего холдинга. Размещение этих материалов на каждом из ресурсов происходит согласно ограничениям, налагаемым редакционными политиками наших проектов".

На уточняющий вопрос, подразумевают ли эти "редакционные политики" размещение так называемой "джинсы", то есть "заказных материалов", пресс-секретарь ответила отрицательно, а затем разъяснила позицию холдинга: "У нас жесткая политика в отношении деловой информации и новостей. Что касается материалов тематики lifestyle, то в них мы экспериментируем с разными форматами - делаем спецпроекты, пробуем внедрять нативную рекламу, которая сейчас является одним из основных трендов в рекламной индустрии и тестируется всеми передовыми медиа".

Размещение заказных статей без пометки о рекламе совершенно не является чем-то из ряда вон выходящим для российской прессы, и публикация "Анонимного интернационала" не вызвала особого резонанса. Однако среди упомянутых есть и средства массовой информации, чье попадание в этот список могло вызвать у профессионалов некоторое удивление.

В ведомости о расходах на покупку печатных площадей, которую, как утверждается, некий бухгалтер переслал Бушуеву, упоминается, в частности, "Независимая газета". Из ведомости, впрочем, не следует прямо, что это расходы на оплату "заказных материалов".

В другом письме, от 8 сентября, НГ упоминается среди других изданий как газета, где должна быть размещена статья-комментарий о том, как чисты и прозрачны грядущие выборы в Мосгордуму. 8 сентября в НГ вышел материал как раз примерно такого содержания.

"Таких цен на рынке нет"

В целом поиск по слову "Мосгордума" на сайте "Независимой газеты" среди десятков статей о выборах даёт лишь один явно критический - и это не собственный материал газеты, а реплика в блоге известного блогера и социолога Алексея Рощина.

Владелец и главный редактор НГ Константин Ремчуков не смог дать bbcrussian.com комментарии по этому поводу. "Да ты что! Я взлетаю. В Америку улетаю. Всё, гудбай!" - бросил Ремчуков в четверг в трубку и отключил телефон.

В ведомости упоминается и независимое агентство "Росбалт". Базирующийся в Москве главный редактор агентства Николай Ульянов через секретаря предложил обратиться за комментариями к его находящейся в Петербурге заместительнице Яне Морозовой. Яна Морозова сказала bbcrussian.com, что просто не знает, о чём речь, затем предложила прислать вопросы в письменном виде. Ответ в Би-би-си к концу рабочего дня пятницы ещё не поступил.

Глава упоминающегося в переписке агентства "Регнум" Модест Колеров решительно отверг подозрения в публикации заказных статей о московских выборах.

"Их просто не было, можете это проверить, - сказал Колеров Би-би-си. - Я это название (МИТ) слышу впервые. У массы фирм есть масса мотивов продавать воздух".

"Да ну, чушь собачья. Видать, эти ребята действуют с 2000-процентной прибылью. Таких цен на рынке нет!" - добавил Колеров, услышав, что, согласно ведомости из переписки, на покупку материалов на "Регнуме" будто бы предусмотрено ещё 2 миллиона рублей.

Новости по теме