СМИ России: какие газеты читают в Кремле?

  • 20 ноября 2015

В обзоре российских СМИ:

  • Какие газеты читает Путин
  • Водители грузовиков грозят стихийными акциями
  • Партия "Родина" создает выборную коалицию
  • Россия-Украина: кому навредит продуктовое эмбарго
  • Россияне летают в Египет в обход запретов
Правообладатель иллюстрации BBC World Service

РБК: что читают чиновники в Кремле

Газета РБК рассказывает о том, что читают российские власти. Со ссылкой на данные размещенного управделами президента тендера газета пишет, что всего на подписку для Кремля планируется потратить 6,1 млн руб. На подписку для Белого дома - 6,3 млн руб.

В опубликованных документах закупки указаны конкретные абоненты подписки.

В кабинет Владимира Путина Управделами заказало 23 издания, включающие самые известные и популярные общественно-политические газеты и еженедельники. Кроме них в списке есть оппозиционные издания The New Times и "Новая газета".

РБК отмечает, что Путин не одинок в Кремле в интересе к этим изданиям: журнал Евгении Альбац выписывают для 15 чиновников Кремля и шести чиновников правительства; "Новую газету" доставят 22 кремлевским чиновникам и 15 сотрудникам правительства.

Также для Владимира Путина заказали подписку на газеты "Собеседник" и "Совершенно секретно". Для президентского досуга в заказе на подписку есть журнал "Вокруг света", а также издания "Советский спорт" и "Спорт-экспресс". Для президента выписывается весь спектр изданий, и он просматривает многие из них, говорит его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Но кроме изданий Путин получает и дайджест СМИ, отметил он. Песков добавил, что в Кремле не могут назвать любимые издания главы государства.

РБК пишет, что ассортимент закупки для Администрации президента включает 222 издания. Самые популярные среди кремлевских чиновников издания — это "Коммерсантъ" (61 подписка), "Комсомольская правда" (48), "Московский комсомолец" (46), "Ведомости" и "Известия" (по 43 подписки). В перечне наименований для аппарата правительства 127 изданий, фавориты те же, что и у Кремля.

"Ведомости", "Коммерсант", РБК: дальнобойщики предупреждают

Межрегиональный профсоюз водителей профессионалов с сегодняшнего дня снимает с себя ответственность за стихийные акции протеста водителей грузовиков против введения платы за проезд по федеральным дорогам. Об этом газете "Ведомости" заявил председатель центрального совета профсоюза Александр Котов. До сих пор профсоюз проводил запланированные акции.

Между тем отменить взимание платы уже невозможно, отмечает газета: в проект бюджета на следующий год заложены поступления в 39,9 миллиарда рублей. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, администрация президента не будет вмешиваться в ситуацию, поскольку это компетенция правительства.

"Мы не пятая колонна. Я люблю свою страну и ненавижу Америку. Многие из нас были участниками "Антимайдана", но сейчас мы боремся за наши права и за права всех россиян - введение платы за проезд фур ударит по всем потребителям", - приводит газета РБК слова заместителя председателя меж­регионального профсоюза водителей-дальнобойщиков Сергея Волощука.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что подобный протест "своих", лояльных правящей партии для власти сейчас опаснее, чем протест оппозиции. "Про оппозицию понятно: их несколько процентов по стране, они - иностранные агенты, они против Крыма, как с ними бороться, уже понятно. А это - "свои". Протест "своих" может расти", - уверен он.

Газета "Коммерсант" в статье на эту же тему отмечает, что первая неделя работы системы взимания платы с грузового транспорта "Платон" подтвердила худшие опасения бизнеса. Крупные производители и продавцы продовольствия отметили перебои с поставками до 30% товаров. Как стало известно газете, в ситуацию уже вмешался бизнес-омбудсмен Борис Титов, предложивший президенту Владимиру Путину на год перевести систему в тестовый режим.

"Ведомости": "Родина" для малых партий"

Газета "Ведомости" пишет об инициативе партии "Родина", которая имеет право выдвигать кандидатов на выборы в Госдуму без сбора подписей, предложившей малым партиям координировать свои действия на выборах, создав некую коалицию.

"Мы можем аккумулировать ресурсы непарламентских партий, потому что в каждой из них есть по два-три человека, которые могут претендовать на избрание", - заявил председатель партии Алексей Журавлев.

Впрочем, эксперты считают, что перспектива создания коалиции на базе "Родины" маловероятна. Например, политолог Евгений Минченко говорит, что препятствием станут отсутствие законодательной базы и амбиции лидеров, но собрать сильный пул кандидатов-одномандатников она вполне может. Предложение партии он предлагает рассматривать как заявку на лидерство среди непарламентских партий, своего рода маркетинговую акцию, адресованную потенциальным кандидатам, еще не определившимся, от кого выдвигаться.

Пока это скорее попытка позиционирования со стороны "Родины", нежели заявка на лидерство, согласен политолог Михаил Виноградов: для создания коалиции ей немножко не хватает истории электорального успеха и ярких лидеров.

РБК: уже нечего запрещать

Газета РБК пишет о возможных последствиях продуктового эмбарго в отношении Украины, которое вступит в силу 1 января 2016 года. Об этом в минувшую среду заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

РБК пишет, что у сторон еще остается теоретический шанс договориться и сохранить российский рынок для украинского продовольствия, но за оставшееся время переговоры вряд ли что‑то изменят. "Результат работы - зеро, ноль, ничего пока нет. Вероятность того, что будут достигнуты какие‑то соглашения, рассматриваю как крайне низкую", - заявил в четверг премьер-министр Дмитрий Медведев.

Впрочем, на украинском экспорте эмбарго практически никак не скажется, пишет РБК. В частности, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко утверждает, что сейчас в Украине нет ни одного товара, который зависел бы от экспорта в Россию. Все, что могло быть запрещено, уже было запрещено, объясняет он. Эту продукцию убрали с рынка Россельхознадзор и Роспотребнадзор.

"Коммерсант": в обход запретов

Российские туристы, привыкшие отдыхать в Шарм-эш-Шейхе и Хургаде, нашли способ обойти введенный властями РФ запрет летать в Египет. Теперь россияне отправляются на побережье Красного моря через Минск.

По словам представителя "Онлайтура" Игоря Блинова, минимальная стоимость десятидневного тура в Хургаду с вылетом из Белоруссии составляет 80 тыс. руб., в Шарм-эш-Шейх — 90 тыс. руб. Это примерно в два раза дороже существовавших ранее аналогичных предложений с вылетом из Москвы.

"Коммерсант" отмечает, что такая ситуация российским властям не нравится, на повлиять на нее они не могут. Представитель Ростуризма Светлана Сергеева заявила, что ведомство планирует пресекать попытки туроператоров отправлять российских туристов в Египет через другие страны, в частности через Израиль. Но такой возможности у чиновников сейчас нет.

Руководитель практики разрешений споров ИФК "Горизонт Капитал" Василий Ицков считает, что сейчас никаких препятствий для продажи путевок в Египет нет: "Авиасообщение с другими странами не запрещено, и на их территории указ президента России законной силы не имеет, то есть, препятствий для перелетов стыковочными рейсами через третьи государства нет. Следовательно, привлечь туроператоров к ответственности невозможно".

Что еще почитать:

Материал на Lenta.ru о том, как Украина отреагировала на продовольственное эмбарго России. http://lenta.ru/articles/2015/11/20/embargo/

Материал посла Франции в РФ Жан-Мориса Рипера, который он написал специально для "Коммерсанта" "Франция и Россия побеждали куда более грозных врагов, чем эти убийцы". http://www.kommersant.ru/doc/2857897

Обзор подготовил Олег Савин, служба мониторинга Би-би-си