Месси, Порошенко и путинофобия: как освещали СМИ России "панамские файлы"

  • 4 апреля 2016
Putin on tv screens Правообладатель иллюстрации RIA Novosti
Image caption Не все российские каналы быстро осветили расследование о друзьях Владимира Путина

В воскресенье вечером Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) в партнерстве с рядом мировых СМИ опубликовал документы, из которых следует, что панамская компания Mossack Fonseca в ряде случаев помогала клиентам отмыть деньги через офшоры.

В документах фирмы упоминаются близкие знакомые президента России Владимира Путина, в частности, виолончелист Сергей Ролдугин. Он указан как владелец двух офшорных компаний, которые проводили сомнительные сделки. При этом доказательств причастности самого Путина к сделкам у журналистов нет.

Российским партнером расследования ICIJ выступила "Новая газета". Она опубликовала на своем сайте материалы досье, касающиеся россиян, вечером 3 апреля. В Великобритании партнером расследования была программа Би-би-си "Панорама".

Обнародование документов совпало по времени с выходом в эфир итоговых еженедельных новостных программ ведущих российских телеканалов. Но ни вечером в воскресенье, ни утром в понедельник большинство из них не упомянули "панамские файлы".

"Еще о кое-ком"

"Первый" канал с 9 утра до 15 часов начинал все свои информационные выпуски с новостей о конфликте в Нагорном Карабахе. В первой половине дня молчал о журналистском расследовании и телеканал НТВ.

Канал "Россия 1" главной темой первой половины в своих новостях выбрал пожар в Томске, который унес жизни восьми человек.

Другой канал холдинга ВГТРК, "Россия 24", опубликовал на своем сайте две новости с упоминанием "панамского досье". Но речь в них шла не о знакомых Владимира Путина, а о подозрениях в отношении спортивного функционера Мишеля Платини и футболиста Лионеля Месси.

Телеканал LifeNews похожим образом сообщил о журналистском расследовании. Поздно вечером 3 апреля на его сайте появилась новость о материалах досье, относящихся к президенту Украины Петру Порошенко.

Ссылку на заметку канал разместил на своей странице во "ВКонтакте". Вскоре один из пользователей социальной сети в комментариях к записи поинтересовался, не забыл ли канал "написать еще о кое-ком". И получил ответ: "Не понимаем, о чем вы".

После Пескова

Некоторые из перечисленных каналов рассказали о журналистском расследовании только в середине дня, когда "панамские файлы" прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Так сделал LifeNews. А на сайте "России 24" появилось сразу три новости, где в разных видах пересказывалась официальная позиция спикера Кремля.

Сообщение о реакции администрации президента разместил на своем сайте и телеканал НТВ. В заголовок сайты обоих каналов вынесли цитату про растущий "градус путинофобии".

Впрочем, обнаружить телевизионные сюжеты с упоминанием позиции Пескова в доступных в интернете выпусках новостей государственных каналов не удалось по состоянию на 17 часов 4 апреля.

Телеканал РБК с утра 4 апреля несколько раз освещал "панамские файлы" в своих новостных выпусках под разными углами. Он не только рассказывал об опубликованных данных, но и представлял мнения экспертов и депутатов Госдумы.

А вот газета РБК на своих страницах расследование не осветила. Правда, большая подборка материалов появилась на сайте медиа-холдинга.

Впрочем, утром не было упоминания о "панамские файлы" и в другой печатной деловой прессе России – газетах "Ведомости" и "Коммерсант". Но эти СМИ сообщили о журналистском расследовании на своих сайтах.

Опубликованные ICIJ материалы и реакция на них оставались главной темой новостных выпусков радиостанции "Эхо Москвы" с момента публикации досье вечером 3 апреля.

Ведущие утреннего шоу радио "Говорит Москва" беседовали в прямом эфире со слушателями, у которых были или есть офшоры.

Новости по теме